«Эрудит-Квартет»

При написании этой статьи использовалось письмо Бориса Шойхета на лист Znatok от 3 августа 2002 года.

Краткий курс истории игры «Эрудит-Квартет»

Появившись на российских телеэкранах в 1994 году, «Своя игра» за короткий срок завоевала сердца знатоков и прочно заняло третье (а кое-где и второе) место в шкале игровых приоритетов вслед за традиционными ЧГК и «Брэйн-рингом». Через некоторое время стало ясно, что играть в эту игру можно только при небольшом стечении народа, ибо играть хотят все, количество кнопок у системы ограничено, а уследить более чем за определённым количеством человек, кто раньше хлопнул, даже при наличии секундантов очень тяжело. Стали играть парами. Но всё равно ещё чего-то не хватало. Возник вопрос, как же сыграть в «Свою игру» командой побольше?

Так у Бориса Шойхета, игравшего тогда в кишинёвском клубе, возникла идея «Карусели», которая и была опробована в 1996 году. Играло 5 или 6 команд, им были сообщены названия всех тем и они решали, кто из шестёрки пойдёт на ту или иную тему. Каждый человек играл, таким образом, одну тему и набранные или потерянные им очки шли в общую копилку команды. Со спортивной точки зрения пилотный выпуск не слишком удался, так как на теме «Спорт» не имевший и близко себе равных игрок принёс своей команде столько очков, что оставшиеся темы его сокомандники просто могли плевать в потолок. Но, несмотря на раннее лишение интриги, новизна эмоций, возникающих в такой игре, проявила себя в достаточной мере — не отвечающие в данный момент на вопросы игроки не скучали и не маялись от безделья, а сопереживали своим однокомандникам, продолжая таким образом участвовать в игре. Осталось найти наиболее подходящую для игры форму. Однако сделать это в кратчайшие сроки не удалось.

Лишь 4 года спустя, уже в другой стране и в другом клубе возникла мысль реанимировать старую идею и провести «Карусель» в летнем лагере немецких знатоков «Кронах-2000». Были придуманы новые фишки в правилах, написаны вопросы. На просьбу о тестировании откликнулся Олег Пелипейченко ([info]pelipejchenko) из Харькова. Игра получила от харьковчан хороший отзыв, а затем с успехом прошла и в самом лагере. Стало ясно — «Карусели» дальше быть. Играли командами по 3 человека, в 3 раунда (1/4, 1/2 и финал), в каждом из которых порядок выхода игроков определялся по-своему (более подробно о правилах смотрите ниже).

А Дмитрий Башук сотоварищи, увеличив размер команд до 4 человек и назвав это дело «Эрудит-квартетом», стали его активнейшими популяризаторами, и, как говорил дедушка Ленин, агитаторами и пропагандистами на Украине. Так «Карусель» под названием «Эрудит-Квартет» начала своё шествие по одной из крупнейших игровых держав, перешагнув затем её границы. Высшей точкой на сегодняшний день можно считать проведение Чемпионатов Украины по «Эрудит-Квартету». В 2005 году в Харькове состоялся уже третий Чемпионат (не считая экспериментального Чемпионата Украины по «Эрудит-Квартету», который был проведен в Киеве в 2002 году).

Правила игры «Эрудит-Квартет»

В игре участвует несколько команд (обычно 3-4). В классическом варианте «Эрудит-Квартета» команда состоит из четырёх человек. Однако, это необязательно — в команде может быть три, пять, и даже больше игроков. Главное условие — одинаковое число игроков во всех командах.

Игра состоит из трёх раундов. Каждый раунд состоит из нескольких тем. Вид тем и правила розыгрыша вопросов в них аналогичны «Своей игре». Число тем в раунде должно совпадать с количеством игроков в командах. Каждый член команды во время каждого раунда отыгрывает ровно одну тему. Таким образом, все игроки за игру сыграют по три темы.

Первый раунд — «Открытый». Перед его началом ведущий перечисляет названия всех тем раунда. Команда сама распределяет, какой игрок какую тему будет играть.

Второй раунд — «Полуоткрытый». Перед отыгрышем каждой темы ведущий объявляет её название. У команды есть весьма небольшое время, чтобы определить, кто из игроков будет играть эту тему.

Третий раунд — «Закрытый». Перед началом раунда команда определяет очерёдность, в какой игроки будут отыгрывать темы. Эта очерёдность не может меняться в течение раунда. Название темы игрок узнаёт, только сев на игровое место.

Очки, набранные игроками одной команды, суммируются. Побеждает команда, набравшая большее количество очков за три раунда.

Иногда какой-то из раундов не отыгрывается. Это обычно происходит во время отборочных этапов соревнований в целях экономии тем и времени.