Поход по реке Хопёр от г. Урюпинска до р. Дон и г. Серафимовича (13—31.07.2002)

Место действия:

ХОПЁР, река в европейской части России, левый приток Дона. 979 км, площадь бассейна 61,1 тыс. км2. Средний расход воды ок. 150 м3/с. Судоходна на 323 км.

<Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия>

Анечка Анна Михайловна, жена Шурика
Алёнка Елена Александровна, дочка Шурика и Анечки, 1 год

Календарь:

13.07.2002 сб. 14.07.2002 вс. 15.07.2002 пн. 16.07.2002 вт.
17.07.2002 ср. 18.07.2002 чт. 19.07.2002 пт. 20.07.2002 сб.
21.07.2002 вс. 22.07.2002 пн. 23.07.2002 вт. 24.07.2002 ср.
25.07.2002 чт. 26.07.2002 пт. 27.07.2002 сб. 28.07.2002 вс.
29.07.2002 пн. 30.07.2002 вт. 31.07.2002 ср.

Автор отчёта: Маша.

13.07.2002 сб. (Донецк)

Целый день собирались. Вышли в 17 ч. Перед нами ушло 2 пустых троллейбуса, но следующий тоже был не очень полный. Взяли с меня только за багаж (как и в «2»). В «двойку» тоже сели довольно быстро, троллейбус был довольно пустой, только солнце светило в глазки. Приехали на вокзал за 45 мин. и за час до поезда. Подали его на первый путь. На наших местах сидели какие-то дамы без места, но сразу его освободили. Распихали вещи, потом перекусили. Как только мы выехали с вокзала в Донецке, пошёл дождь. В Ясиноватой был уже сильный ливень, но пока наш поезд там стоял, дождь успел закончиться и даже начал подсыхать асфальт. В вагоне довольно душно, но стало немного лучше после дождя. У нас в купе окно открыто сантиметров на 5, но дальше никуда не двигается — ни вверх, ни вниз.

Проводник предлагает постели по 6 грн. или по 40 руб., говорит, что у них курс 1,57 (а везде по 1,66) — очень удобно.

14.07.2002 вс. (Поворино)

Около 5 ч по украинскому времени (дальше по московскому), разбудили для таможни. Пограничник интересовался, почему у нас в прошлом году стоит только штамп выездной, а въездного нет. Кстати, похоже эти штампы ставят только на этой линии. Таможенник просто прошёл, так как у нас байдарки не было, то и вопросов тоже не возникло. Потом была российская таможня в Валуйках. И если на украинской стояли полчаса, то здесь уже час. У нас только посмотрели фамилии (или фотки) и всё. Но, говорят, на украинской таможне ссадили какую-то девочку со свидетельством, потому что она родилась 13.07, а сегодня уже 14.

В Лиски приехали по расписанию — в 1210. Я поставила папу с вещами и пошла узнавать. Ближайшую (в 1510) электричку на Таловую отменили. Есть только в 1710 прямо до Поворино. Автобусов тоже нет. Пошла в обычную кассу, там уже стояло несколько таких же. Взяли билеты на поезд «Адлер-Свердловск» на 1434. Билеты стоят 107 руб./штука. Поезд немного опоздал. Подали его на второй путь, места в вагоне были свободные. Мы заняли 2 небоковых места возле туалета. Потом проводница попросила убрать фиолетовый рюкзак, так как он негабаритный. Бросили его на третью полку. Папа залез на вторую полку спать, я тоже немного полежала, потом сидела, смотрела в окно. Полный вагон каких-то детей, они гасают туда-сюда и орут. В Поворино приехали с опозданием минут на 15, почти в 19 ч. Автобусов, конечно, никаких нет. Таксисты хотят 500 руб. Папа нашёл какую-то машину из Урюпинска, водитель встречал дочь и был не против взять нас. Мы ждали её до полдевятого (всё равно делать было нечего), папа с водителем обсуждал виды на урожай. Дочка оказалась не одна, а ещё с двумя попутчиками, так что мы не влезли. Собрали вещи и пошли в посадку. Шли до неё минут 40. Палатку я ставить не захотела, постелили так. Когда стемнело, налетела туча комаров. Под спальником очень жарко, я вся мокрая. А папа под парашюткой, которую комары прокусывают. В общем, папа сказал, что это вторая самая плохая ночь в его жизни. Ночью покапал небольшой дождь. Понятно, почему комаров столько.

15.07.2002 пн.

Встали без пяти семь. Собрались и в 715 пошли на станцию. Автобус уже стоял, но без водителя. Пока я купила в кассе билет, он подогнал автобус поближе, так что мы занесли вещи. До отхода ещё час. Желающих ехать немного (три человека, кроме нас). Я набрала воды и записала в дневник последние события. К девяти часам набралось ещё немного людей, но все места не заняты. Ехали полтора часа. В Урюпинске на вокзале нас встретили Славик, Шурик и Марина с Серёжей. Взяли у нас ведро (персики мы пересыпали в пакет), показали дорогу и пошли за покупками, а мы пошли к Хопру. Дошли минут за 40. Анечка лежала под деревом, Даша рядом играла, Алёнка была в палатке, а Георгий пошёл встречать нас, но вышел позже, чем мы прошли, так что пришлось его звать. Искупались и пошли собирать Славину байдарку. Собрали уже почти всю, когда вернулись с покупками остальные. Закончили собирать Славину лодку, потом пошли купаться, а Славик с Шуриком дособирали лодку Шуриков. Потом Аня с Шуриком пошли опять в город, а мы потихоньку собирались. Когда вернулись Шурики, поели. Несколько раз начинался дождь.

Троглодиты

Троглодиты (29К)

В конце концов, мы таки выплыли в 1845. Барахла очень много. Я сижу у Шуриков, а папа и Георгий у Славиков. Славик сзади, потом Георгий в багажнике, потом папа с Серёжей, а в первом отсеке Марина с Дашей. Лодки, по крайней мере нашу, надо перекладывать, так как корма зануривается в воду. И вообще, довольно тесно. Стали около 20 ч на пляже на правом берегу. Только успели поставить палатку, как пошёл дождь. Хорошо, что нет ветра, да и дождь несильный, так как палатка у нас довольно хлипкая. Дождь, похоже, надолго.

Славик с Шуриком сварили макароны под дождём. Славик, правда, долго ругался, когда разводил костёр. Потом Славик позвал меня поставить экраны. За мной из палатки вылезли папа и Георгий. Когда со Славиком повезли экраны, опять начался дождь. Побросали их, как придётся. Потом поели и пошли спать.

16.07.2002 вт.

Ночью шёл довольно сильный дождь. Самое странное, что мы не промокли, хотя в накидке дырки во многих местах. Встала около 6 ч. Солнце светит. Я собрала спиннинг, немного покидала. Потом вылез папа и делал зарядку. Когда вылезли все остальные, сплавали со Славиком за экранами. Во всех пусто, только тина, а в громиле две малявки — подлещик и плотвичка. Мы их выпустили. Это всё оттого, что Жорика взяли с собой. Зато быстро собрались. Славик из нашей лодки забрал овощи, так как корма у нас почти под водой.

Синхронное прыгание

Синхронное прыгание (28К)

Выплыли в пол-одиннадцатого. Сразу за нашим пляжиком были ещё несколько, но мы бы не успели поставить палатки. Довольно скоро был большой пляж, напротив которого в прошлом году мы выходили на холм. На нём, судя по всему, часто бывают люди. Плыли не напрягаясь, часто выходили на пляжи, в том числе на тот, где в прошлом году делали днёвку — с озерцом. Долго там купались — прыгали с берега в воду. Даже Серёжа прыгал. Пообедали в два часа. Алёнка как раз уснула, поэтому её положили под кустом, а сами поели. Опять долго купались. Потом во время плавания, Славик и Ко сказали, что наша лодка уже почти превратилась в подводную. Так что мы пристали к берегу и отдали Славику ещё и консервы. Стали на правом берегу напротив сосенок и выхода озерка, которое, скорее, болото. На этом выходе сидела красивая утка, коричневая с белым.

Поставила палатку, потом остальные делали лагерь, а я сделала малявочник и попробовала собрать спиннинг Георгия. Но с его катушкой у меня забросить не получилось. Тогда я поставила нашу катушку и отдала ему спиннинговать. Поставили со Славиком экраны. В болоте не стали ставить, так как оно очень уж непрезентабельное. Поставили с правого берега. Потом ловили живцов, но с таким числом помощников получалось плохо — сначала их выпускал Серёжа, а потом, когда папа поймал единственного нормального живца, его упустил Георгий. Поставили 2 донки на живцов, а одну на перловиц. Славик повесил крупную сетку на подхват и поймал окуня-двухлетку. Собираются какие-то тучки. Славик поймал ещё одного окуня. Вечером пробовал ловить, но ничего не получилось.

17.07.2002 ср.

К утру тучки разошлись. Я походила со спиннингом, в одном месте кто-то попробовал мою блесну, но потом выплюнул.

Сняла донку на перловиц, там пусто. Прошлась по пляжу, потом вернулась и пошла снимать донки. На одной был судак приличный и маленький сомик. На другой — судак поменьше. Сомика выпустили. Сплавали за экранами. Была одна рыбка в обычном экране и с десяток в громиле. Собирались и жарили рыбу до 12 ч. Потом переплыли на другую сторону к болотцу. Там всё время, что мы стояли на пляже, утки выясняли отношения, похоже, пытались одну выгнать. Шурик и Ко пытались их поймать, но те уплывали, пока Ко не убралась. Вышли наверх в соснячок. Похоже, что здесь же выходили в 97 г. Немного прошлись. Славик нашёл старый моховик.

Штурман

Штурман (26К)

Поплыли дальше. Пару раз выходили купаться. Проплыли место, где кошка уходила в 91 г. Там искупались и решили, что пора обедать. Проплыли чуть-чуть, нашли тенёк и поели. В пять часов проплыли большой пляж с рыбачьим домиком. Я предложила стать, но народ не захотел. Мы только там искупались.

Дальше начались плёсы. В Луковской проплыли разрушенный мост. Потом опять плыли. Где-то к восьми доплыли до холмов. Под ними есть выход, но не особо приятный. Напротив пляж, но там люди. Пока мы выгружались, они уехали. Но переплывать туда не стали.

Мне чего-то плохо, то ли перегрелась, то ли съела чего-то не то. Поставили лагерь, экраны. Славик поймал штук пять живцов и мы поставили 1 донку с пляжа.

После ужина я, Георгий и папа пошли в палатку, а остальные ещё подхватывали и поймали щурёнка.

18.07.2002 чт.

Встала около 7 ч. Со Славиком сплавали за донкой. Там пусто, даже есть живые живцы. В экранах была одна рыбка и в громиле ещё штук 7 малявок.

Шурик утром ходил на холм, говорит, что там обрыв и вид на речку. Отправили Анечку с детьми на пляж, а сами собирались. Потом собрали лодки и тоже переплыли туда вплавь, только Шурик, папа и Славик на лодках.

Бивак на воде

Бивак на воде (16К)

Выплыли в 1150. Плыли по плёсу. Он тянется до хут. Захоперского. Там понтонный мост, но легко проходимый. За мостом на пляже немного отдохнули и поплыли дальше. Опять по плёсу. Славик выходил ещё на отмели покупаться, но ему помешали злые облака, которые прятали солнце. А ветер дует северный и купаться без солнца плохо. Мы тоже чуть дальше стали искупаться, а за поворотом сразу оказались песчаные обрывы. Мы там полазили. Я нашла яблоню, но на ней была всего пара яблок. Потом вплавь переплыли правый берег на пляж (кроме Шурика и папы). Там пообедали. Поплыли дальше уже часа в четыре. Снова плёсы, но в пять часов доплыли до приличного пляжа. Становиться не стали, а поплыли дальше.

Дроводобытчик

Дроводобытчик (44К)

Доплыли до островков посреди речки, где в прошлом году обедали. Там сейчас меньший остров стал больше. Решили на нём стать. Славик с Шуриком сплавали за дровами на другой берег. Поставили палатку. Я наловила с десяток живцов и поставила пару донок. Потом сделала спиннинг. Ещё поставила одну донку. Потом покидала спиннинг. Когда солнце село поставили со Славиком экраны. Он поймал ещё живцов и мы занесли ещё одну донку прямо с мысика. Славик подхватывал крупной сеткой и вытащил небольшого судачонка, но на жарку уже годного. Ещё вынули громилу, там было штук шесть рыбок, но двух подлещиков мы выпустили. После этого Славик пробовал ещё подхватывать, но ничего не вышло, может из-за луны. Зато комаров почти нет.

19.07.2002 пт.

Алёнка в тумане

Алёнка в тумане (36К)

Утром немного покидала блесну. Вытащила одну донку, на ней сидел приличный голавлик. Потом ещё поспиннинговала и решила вынуть донки. На той, что шла на глубину, сидел 10 см окушок, почти размером с живца. Потом стала вынимать донку, там оказался окунь, сидящий одновременно на двух донках. На второй донке был голавль, большой, где-то около 1,5 кг. Со Славиком сплавали за экранами, но так как была толпа зрителей, а Шурик даже снимал на камеру, то попался только чехонь в экране, который был им не виден, а в громиле был всего один подлещик, которого я выпустила. Славик прямо на отмели нашёл гнездо с тремя яйцами. Непонятно, как мы его вчера не заметили и не растоптали. Серёжа на вопрос Марины чего он хочет, гречневой каши или овсяной, ответил — вафлю. Собрали байдарки. Потом папа отвёз меня со Славиком к правому берегу, и мы с ним там походили. Много деревьев яблонь и груш, но никаких признаков плодов. Рядом хутор, домов на пять. Мы подходили к разрушенному дому, похоже он горел.

А що не зъим, то понадкусюю

А що не зъим, то понадкусюю (22К)

Выплыли довольно поздно и плывём медленно. Славик сразу выпустил дорожку и тут же поймал окуня, где-то четырёхлетку. А через два поворота блесна зацепилась. Мы проплыли за поворот на пляж. Напротив обрыв. Я с Анечкой и Алёнкой прошлись по пляжу, а Шурик на байдарке поплыл к обрывам. Потом я переплыла к нему. Шурик решил снять вторую байдарку с обрывов и остался там, а я уплыла обратно на пляж в байдарке. Славик так и не нашёл дорожку. Всех высадил, а сам искал. Я снизу проплыла немного тоже, но безрезультатно. Шурик нас снял и поплыли дальше. Проплыли раздвоение Хопра. Там теперь большая стоянка, но очень много мусора разного. До этого доплыли до пляжиков с тенью и пообедали. Вообще, было довольно много разных пляжей. Проплыли вход второго русла.

Не сапоги в океане, так хоть ноги в речке

Не сапоги в океане, так хоть ноги в речке (30К)

До Тишанской доплыли уже к вечеру. До этого смотрели пляжики, но не стали, так как назавтра остаётся большой плёс. В Тишанской мост проходимый легко. После станицы стали напротив прошлогодней стоянки на правом берегу. Там народа нет, но пляж сильно истоптан, видно, что толпы ходили. Я попробовала спиннинговать, но неудачно.

На левом берегу ходят толпами люди, мотоциклы. Непонятно, как мы в прошлом году там стояли. Экраны ставить не стали. С трудом папа поймал десяток живцов, и мы со Славиком натянули две донки. Славик поймал на подхват плотвичку и её зажарили с утренним окунем. После этого Славик ещё пробовал подхватывать, но больше ничего не поймал.

20.07.2002 сб.

Всю ночь Жорик мешал спать своими локтями и коленками. Так он, кроме этого, ещё и кепку с длинным козырьком оставил. Так что я вылезла, когда солнышко начало припекать. Прогулялась немного по берегу. Яблок нет, хотя деревья попадаются. Зато нашла немного ежевики. Пока вынимала донки, её на столе обнаружила Алёнка и осталась довольна. На донках пусто, так что рыбы нет вообще. Папа сделал ещё одну дорожку.

Выплыли примерно в пол-одиннадцатого. Пляжи есть, в принципе можно переночевать. На последнем пляже перед плёсом была куча народа. Перед этим выходили на левом берегу. Там оказалась довольно симпатичная стоянка, а дальше по дороге много спелой ежевики. Мы минут за пять набрали по полной жмене. Жалко, что надо уплывать, так как впереди длинные плёсы.

Тарзанка

Тарзанка (39К)

Сначала плёсы довольно живописные — холмы, на них лес, полянки. Попадаются выходы, но не очень часто. Ветра почти нет. Проплыли пляжик с озерцом. Похоже, что именно там в прошлом году стали катамаранщики. Мы там подождали Славиков, немного развлекли двух рыбаков на берегу рядом и поплыли дальше. Почти сразу пообедали и опять поплыли. Дорожка идёт неудачно, надо довесить грузик. Проплыли островок, за ним был справа пляжик, а слева — тарзанка. Мы подплыли и пару раз прыгнули. Но там очень скользкая рукоятка, руки соскальзывают. Потом переплыли на другой берег (я, папа и Георгий), сели в лодки и поплыли дальше. Проплыли сваи старого моста, они проходятся легко. Доплыли до устья Бузулука. В нём заметно чище вода. Заплыли немного вверх, там симпатичный пляжик, в воде ходят стайки окуней-полуторок. Напротив на другом берегу стоит в кустах шумная компания, поэтому не стали оставаться. Зато речка народу понравилась и вызвала желание проплыть по ней. Поплыли дальше. После нового моста встали довольно быстро на низком пляже на левом берегу, который в прошлом году был под водой. Поставили палатки. Пока Славик, Шурик и Георгий носили дрова, а остальные варили суп, я наловила живцов на две донки, потом с папой их поставили от коряг. Пока ловила, где-то подцепила маленькую пиявочку — где-то с полсантиметра длиной. Зато потом вытекло крови с полведра — она впрыснула состав от свёртывания. Славик пытается подхватывать, но ничего не выходит, а остальные играют в бадминтон и варят сгущёнку, а детей отправили спать.

21.07.2002 вс.

Встала, подождала, пока Шурик разведёт костёр и пошла за донками. На нижней от коряги кто-то завёл её вдоль берега и обломал один крючок. На второй был сомик, который залез под корягу, от которой шла донка. Его пожарили и съели на месте.

В старице

В старице (47К)

Выплыли в пол-одиннадцатого. Пляжей не очень много. Кроме того встречный ветер, и купаться не хочется, хоть солнце жарит очень сильно. Заплывали в старицу, там вода холодная и прозрачная, много рыбок. Видели, как одна рыбка выскочила на листья кувшинки и долго не могла упрыгать обратно.

В Аржановской обнесли мост, а Шурик, Марина и Георгий сходили в посёлок. Купили газводы, вафель. Хлеба и молока нет. Потом ещё сходили, купили мороженого, забрали видеокамеру Шурика, которую оставляли на зарядку, и поплыли дальше. Обедали уже часа в четыре. Обнаружили у Даши на коленке нарыв, она распухла.

Проплыли ещё немного и стали на пляже перед Зотовской с видом на церковь. Прошлогоднего пляжа не заметили. Поставили лагерь. Люди, похоже, уехали как раз, как мы причаливали. Я поймала сразу штук пять живцов, потом отдала подхват папе и попробовала спиннинговать. Ничего не вышло, ни у меня, ни у папы. Марина, Серёжа и Георгий пошли в Зотовскую за молоком. Я поставила с папой одну донку, и Славик отвёз меня на другую сторону половить живцов. Там они ловятся гораздо лучше. Пришли наши из деревни. Славик меня забрал. Поставили ещё три донки, потом, почти в темноте, поставили экраны. В посёлке купили молока, творога, солёных огурцов. Фруктов нет. И хлеба тоже.

22.07.2002 пн.

Встала, когда ещё все спали. Погуляла немного по дороге. На яблоне, которая растёт на поляне, пусто. Потом сняла донки. Попался большой голавль. Причём он обломал мне крючок, хорошо, что на берегу. А потом пытался ускакать, когда я сажала его в воду. Когда встали остальные, сплавали со Славиком за экранами. На другой стороне под рогозом почти в каждом экране было по два лещика (кроме двух — в одном было пусто, а в другом был один), всего 7 штук, а с нашей стороны в экране была плотвичка, а в громиле щурёнок и два подлещика, мы их всех выпустили.

Стоянка на отмели

Стоянка на отмели (26К)

Вчера у Алёнки была температура, сегодня, вроде, нормально. Выплыли где-то в 1130. На прощание попрыгали немного с пляжа. Дует сильный встречный ветер, плыть тяжело. Проплыли Зотовскую, за ней долго нет пляжей, зато сильный ветер. На повороте в затишке пляж, там покупались, измерили Даше температуру, у неё 39. Плыли долго и нудно. На повороте напротив п. Плёсы большой пляж. Там мы нашли яблоню с мелкими яблочками. А на обеде я нашла снасть с тройником, грузилом и поплавком, который не даёт всему этому тонуть. Потом Славик нашёл на берегу донку с кучей наживленных кузнечиков. А рядом стояла куча таких же донок. Они за одну чуть не зацепились, а когда её смотрели, с крючка соскочила рыбка, а крючок попал Славику в палец.

Пока дети спят

Пока дети спят (30К)

Остановились на той же отмели, что и в прошлом году, только она значительно выше. Славик с Шуриком привезли с соседнего островка дров, а я и папа наловили живцов на две донки и ещё повесили резинку на другом берегу. Потом поставили экраны. Славик поймал окуня, мы его тоже отвезли на другой берег, на ту снасть, что я нашла.

Вечером варили компот два раза. А Славик подхватывал и поймал большого карасика, но очень буйного — он облил из ведра и Шурика, и Славика.

23.07.2002 вт.

Утром встала, ещё все спят. Только переоделась, как встали Шурики. Сняла донки. Только на одной небольшой окунь. Потом со Славиком сплавали за остальными снастями. На другой стороне попался кто-то большой, похожий сразу на краснопёрку и голавля. Под кустами ещё два подлещика.

Позабыт-позаброшен с молодых юных лет

Позабыт-позаброшен с молодых юных лет (35К)

Выплыли около 11 ч. Плыли часов до 14-15. Стали на пляже напротив обрывов. По дороге останавливались купаться, ныряли в воду. Пообедали, и я решила поплыть на другой берег погулять. Доплыла до середины речки и увидела поросёнка. Позвала остальных. Они приплыли, фотографировались с ним. Свинтус маленький, худой и непонятно, откуда взялся. Отвезли его на пляж и привязали в тени. До этого он поел немного хлеба.

Песчаные сели

Песчаные сели (37К)

Собрались и поплыли гулять на другой берег. Там сразу встретили мужика, они рядом роют како-то трубопровод и отдали ему этого свина. Залазили на вышку (я, Славик и Шурик), а Жорика не взяли, он обиделся. Потом поели немного смородины, хотя она очень мелкая и зелёная, и ежевики. А в сосенках набрали кепку маслят. Потом ходили вдоль обрывов, смотрели камушки, выносы селей, зыбучие пески и прочие интересные вещи.

Папа за это время поставил свои резинки. Поставили палатки, в это время прошёл дождик небольшой, так что сделали это очень быстро. Я наловила кучу живцов на наживку и поставила пять донок. А экраны ставить не стали. Вечером Славик пробовал половить подхватом, но ничего не поймал. А комаров очень много.

24.07.2002 ср.

Ночью шёл дождь, правда не очень сильный. И утром тоже. Встали уже около 9 ч. На донках только окунь и сомёнок.

Поедание пряников

Поедание пряников (25К)

Выплыли в 1150. Периодически капает дождик. Анечка умудрилась сделать «витаминный напиток», налив компот в бутыль с подсолнечным маслом.

Поедание пряников (29К)

К Слащевской подплыли к 14 ч. Славик, Марина, Шурик и Жорик пошли в станицу. Перед этим выходили на ещё одном пляже напротив обрывов и возле старицы, но там толпы народа. Перед Слащевской дул сильный ветер, мы еле гребли, особенно, когда Шурик решил это всё заснять и бросил весло. Перед походом в село поставили палатку, так как на небе творилось чёрт знает что. Но, вроде, туча ушла в сторону, даже ветер стих. Когда вернулись наши из станицы, ветер опять поднялся. Они накупили всяких пряников, шпик, огурцов.

Большой овраг

Большой овраг (26К)

Поели, потом собрали палатку и где-то в 1630 поплыли дальше. За углом ветер стал меньше. До моста не доплыли и стали на пляже. Поставили лагерь, иногда капает дождь. Я со Славиком поставила 4 донки, а папа 2 резинки. Живцов я ловила с приманкой на хлеб. Потом все, кроме папы, сходили прогуляться к оврагу в холмах. Там очень красивый большой овраг. Потом почти сразу легли спать, так как налетела толпа комаров.

25.07.2002 чт.

Встала где-то в пол-восьмого. Светит солнце. Сняла донки, попался один небольшой голавлик. А у папы — головастик. Пока Славик и Марина вылезли из палатки, натянуло тучи. А когда я сняла палатку, начал накрапывать дождик.

Большая излучина

Большая излучина (26К)

Выплыли в 1006. Марина прямо в лодке мажет торт из вафель и сгущёнки, а Даша ей помогает. Ветер становится сильнее. В 1035 проплыли мост. Выходы для ночёвки есть. Возле мелового обрыва нашли заросли крупной ежевики, правда, кисловатой. Доплыли до лысых холмов, потом я, Славик и Марина с детьми и Жориком пошли пешком через излучину, а остальные поплыли по воде. Сначала идти было тяжело, особенно детям, так как трава была высокая — полынь и др., а потом пошла типчаково-ковыльная степь с другими травками. Очень красиво смотрятся островки цветущего бессмертника.

Через степь

Через степь (30К)

Вышли к триангуляционному пункту. Слева видно много стариц по старому руслу Хопра. Вся излучина отгорожена забором, за ним пасутся коровы, а на воротах надпись «Фермерское хозяйство. Въезд запрещён. Заминировано». К Хопру хорошего подхода нет, мы влезли на берег по рыбацкой тропе. Причём Серёжа умудрился порезать палец о траву. Я и Марина немного окунулись (сначала я). Наши подплыли минут через 15. Погрузились и поплыли дальше. Часто срывается дождь.

Где-то в пол-третьего пообедали на отмели. Дальше на ней же стояла семья с резиновыми лодками и сенбернаром. Хозяин сказал, что долго пляжей не будет, и предложил стать около них. Но мы решили плыть. В начале пятого на петле проплыли пляжик, но решили не останавливаться. Доплыли до пляжа, на котором останавливались в 1997 году (по словам папы). Пляж, правда, зарос травой, но мягкой. Под дождём поставили палатки. Дождь шёл где-то до начала восьмого. Потом со Славиком поставили экраны. Пока я ловила живцов, Славик сходил на холмы, пришёл с полностью мокрыми штанами — трава вся мокрая. Поставили 4 донки — три на живца, а одну на перловиц с салом. Пошли спать почти все, ещё пока мы ставили донки, так как налетела толпа комаров. Сегодня мы проплыли больше, чем во все переходы, которые были до этого.

26.07.2002 пт.

Большой улов

Большой улов (36К)

Встала в 7 утра. Пошла за донками. На первой были судак и небольшой голавлик, на второй — три судака. С перловицами донка была пустая, причём сало оставили, а перловиц съели. На четвёртой был сомик, чуть больше вчерашнего. Получилось ведро рыбы — сомик уже еле влазил. Славик, как увидел это ведро, впал в кому — ему же это всё жарить. Поплыли с ним за экранами. Попались окунь, 2 леща приличных и плотвичка. В громиле был только тухлый подлещик, я его выбросила. Кстати, над привязью громилы сидел уж на кусте рогоза. Он и вчера там сидел. Почистили рыбу, Славик её начал жарить и жарил почти до начала первого. На пляже он видел гадючонка. Дети и родители рыбу почти всю умели на месте (было ведро резаных кусочков), остался только зелёный лоток и головы в котелке на уху.

Выплыли около часа. Сразу за поворотом выход старицы с песчаной отмелью, на ней можно стоять. А ещё чуть дальше мост, правда, там пары пролётов не хватало, но оставшиеся были бы вполне проходимы. За Букановской появляются пляжи. Сегодня решили не обедать, но зато обменивались посреди реки конфетами, сухарями, пряниками и бубликами.

Стали на левом берегу на большом пляже перед затокой около пяти часов. На правом очень много людей. Поставили лагерь, и я пошла спиннинговать. Поймала маленькую щучку. Мы её бросили в уху. Когда её принесла, оказалось, что Славики сбежали без объявления смотреть протоку. Потом пришёл Славик за лодкой, так как они ушли в лес без штанов, а там ежевика. Я проплыла с ним до затоки. Там ничего интересного. Потом Славик меня высадил на нашем пляже, и я ещё покидала блесну, но безрезультатно. Потом я наловила живцов на три донки и поставили их со Славиком. Правда, пока я ставила, прошла моторка, так что одну донку смыло. А потом чайки начали охотиться за моими живцами, которые были приготовлены к заносу. Когда я ужинала, папа поймал ещё живцов, и я со Славиком поставила ещё две донки, а папа — два кола с резинками. Сидели у костра часов до двенадцати.

27.07.2002 сб.

Встала часов в семь. Ночью немного капал дождик, потом утром, но накидку я не вешала. Сняла донки. Напротив палатки попался приличный судак. На самой верхней и самой нижней пусто. Ещё на одной оказался головастик, который обмотался вокруг кола от папиной резинки. Пришлось его выдернуть. А на донку от плетня попался сомик, но возле самого берега ушёл.

Жорик с головастиком

Жорик с головастиком (27К)

Выплыли где-то в 1040, а в 1150 уже доплыли до устья. Там в честь этого сожрали сухари и поплыли дальше. Прямо у выхода Хопра на пляже лежала огромная дохлая рыба. Очень большая.

Встречный ветер, но течение сильное, так что плыть легче, чем по Хопру. Доплыли до небольшого островка, там высадились. На нём куча чаек. Я нашла птенца чайки, а Жорик — куличка. Чаячий птенчик сидел и смотрел только, а птенец кулика бегал по пляжу от нас. Алёнка очень расстроилась, когда её забрали с пляжа — хотела играть в песке. Пообедали на пляже после парома. Ветер такой сильный, что уносит всё со скатерти. Место есть для стоянки, но везде кучи народа.

Часам к шести доплыли до острова, стали в его верхней части, там в одной протоке ракушечный перекат, а в другой мягкий песок. И пляж симпатичный. Я на спиннинг вытащила в пороге голавлика. Потом поставили палатки. Папа наловил немного живцов, потом я ещё поймала, всего на три донки. Когда со Славиком их заносили, пошёл дождь. Марина решила помочь папе ставить тент и завалила нам палатку. Я палатку поставила, а накидку пока вешать не стала, так как дождик закончился. Сзади, откуда приплыли, на холмах видно зарево большого пожара — огонь очень сильный. После ужина народ (в основном, Марина и Георгий) загорелся варить праздничную картошку с мясом под предлогом, что не наелись супом. После того, как картошка сварилась, оказалось, что никто её особо не хочет. А Анечка подарила Марине вакуумную кружку, которая не обжигает рук, губ и в ней не остывает чай.

28.07.2002 вс.

Донские перловицы

Донские перловицы (27К)

Ночью проснулась оттого, что на улице «шёл дождь и рота красноармейцев». Хотя, это скорее были матросы, но явно не очень трезвые. Они пытались на какой-то железяке обогнуть наш остров. Я повесила накидку, так как дождик не хотел переставать, и пошла спать.

Между Медведицей и Доном

Между Медведицей и Доном (34К)

Утром было солнце, так что народ расслаблялся по полной программе почти до обеда. Я сначала набрала Марине котелок перловиц в заливе, в котором всё дно ими усыпано. Потом сняла донки. На них пусто. Марина с детьми ходила на край пляжа и ещё принесла перловиц, а те, что поменьше, выпустили. А те, что побольше — сварили и съели.

Купались и собирались до 1230, а потом таки выплыли. На нижнем краю острова стоять хуже — пляжа нет, только выходы, а напротив деревня.

А была ли здесь речка?

А была ли здесь речка? (31К)

До Медведицы плыли час. Речка в устье всем понравилась. Шурику тем, что она веселее — течение более сильное и по ней интересней плыть. А остальным, особенно Алёнке, тем, что там куча мелких луж с тёплой водой, в которых приятно поваляться. Выплыли в 1515 и где-то в пол-пятого были в Серафимовиче. Пляж там стал хуже, но зато его оборудовали разными навесами со столиками, качелями и скамейками. Есть даже сторож, который убирает мусор и следит за этим хозяйством. Напротив Серафимовича опять был пожар — столб дыма. Потушить его смогли только почти к самой темноте. Из-за пожара было перекрыто движение по мосту. Мы сначала пристали чуть выше основного пляжа, а потом Шурик и Славик отогнали байдарки ниже. Славик, Марина и Шурик пошли в город и долго там ходили. Анечка с Алёнкой пошли спать под деревья, папа сторожил лодки, а мы с Георгием, Дашей и Серёжей сначала катались на качелях, где их угостили пирожками, печеньем и конфетами, а потом Даша с Серёжей кидали в воду глиняные бомбы, которые делал Георгий.

Устье Медведицы

Устье Медведицы (26К)

Наши ходили довольно долго, так как касса была закрыта, а они искали расписание аж на посте ГАИ у переезда через мост. Вроде бы есть автобусы в 7 ч и 11, а в 8 — «Газель» через Суровикино в Волгоград. Так что ночевать решили на пляже в Серафимовиче. Правда, до этого там во время разбора байдарки какой-то мужик беседовал с Серёжей, так что Славик на него (мужика) кидался, а потом у Шурика два уголовного вида мужика выпросили 20 руб. на шампанское. Зато потом сторож предложил поставить палатки возле его сторожки, чтобы к нам никто не привязался.

Закончили собирать барахло уже по-тёмному, поставили палатки и улеглись. И почти сразу приехала какая-то орава пить водку до рассвета. И всё это время у них орал магнитофон на всю катушку. Так что спали, по-моему, только дети.

29.07.2002 пн. (Серафимович-Волгоград)

Встали в пять утра. Шурик обнаружил, что поставил палатку на муравейник и вся задняя стенка изнутри чёрная от муравьёв. А они не могли понять, кто их всю ночь кусал. Собрали вещи и пошли на станцию. Анечка осталась с Алёнкой и остатками их барахла. Билетов на «Газель» нет, так что взяли всем билеты на 7 ч до Волгограда. Шурик вернулся с Анечкой, а Славик — с базара. Принесли молока, а фруктов нет, так как абрикосы в дорогу решили не брать. И пирожков с яблоками вчерашних, их сразу не стало.

Автобус оказался «ЛАЗом», багаж распихался удачно в два багажных отделения и даже водитель по этому поводу не ругался. Только рюкзак Георгия взяли в салон, так как он не влез. Автобус опять останавливался на Иловле, вернее, на повороте на неё. А до этого почти все спали. Туалет оказался закрытым, так что пришлось идти в сосенки рядом, хотя их уже и обнесли забором со стороны дороги. Приехали где-то в 1145. Автобус остановился у пригородного вокзала, так что в две ходки через подземный переход перетащили вещи на вокзал. Марина ещё раньше пошла в кассу. Последний поезд на юг ушёл прямо перед нашим приездом и не опоздал, хотя почти все поезда опаздывают. Зато взяли билет папе на 1755 и Шурикам. Правда, Шурик расстроился. Он зачем-то стал в соседнюю кассу, хотя Марина уже одну очередь отстояла, и мы уже брали билеты. Пока Шурик грустил о том, что народ в нашей очереди ругается, Славик взял им билеты на уже стоящий поезд на Москву. После чего Шурик сообщил, что хотел ехать в 17 ч. А нам с Георгием взяли билеты на поезд на завтра в 410, а Славикам — на Новороссийск около 8 ч утра, тоже завтра. Шурики уехали, папа остался у вещей, а мы пошли на Волгу.

Мы плывём на катере

Мы плывём на катере (26К)

Сразу сели на прогулочный катер и час катались вверх-вниз по течению, как в прошлом году, но днём (в прошлый раз мы плавали уже на закате). Цена не изменилась — 40 руб. взрослый. Потом опять сели на теплоход и переплыли на пляж с другой стороны Волги за 7 руб. Они ходят часто — раз в 20-30 мин. Пляж с другой стороны платный, но мы на него не пошли, а покупались рядом с причалом — там тоже песок, но много мусора. В воде довольно прохладно, хотя песок раскалённый. Марина два раза покупала по стакану крыжовника. А Жорик нашёл в песке цепочку с крестиком. Уплыли оттуда примерно в 16 ч. Потом я с Георгием пошли на вокзал к папе, а остальные — в гастроном купить еды. По дороге видели кошку, поймавшую птичку (очень симпатичная киска), и как милиционер гнался за грабителем. Правда, грабитель был какой-то несерьёзный — даже без майки. Выскочил из бара с мешком и побежал. А милицию, похоже, вызвали с помощью сигнализации. Милиционер примчался на машине, выскочил и погнался за ним, точнее, выгнал того из бара и гнался с криками «Стой, стрелять буду!», и таки выстрелил, но результата мы не видели, так как поскорее оттуда ушли.

Папиному поезду объявили опоздание сначала на 40 мин., а потом на полтора часа, хотя непонятно, где можно опоздать по дороге из Казани. В общем, Славик его посадил в поезд, хотя сначала мы вышли не на той платформе, а потом ещё долго шли до семнадцатого вагона. Потом мы перешли в зал ожидания и Марина, Славик, Георгий и Серёжа пошли опять в гастроном, а я с Дашей остались у вещей. Вместо обещанных полчасика они шатались где-то часа полтора-два, хотя утверждают, что далеко не ходили. Моисей, наверное, так же говорил. Они заходили в какой-то посудный магазин, где Жорик чуть не довёл продавщиц до инфаркта, начав прямо в магазине отрабатывать «задний ход». Мы с Дашей сначала рисовали в блокноте, потом поели, потом опять рисовали, а потом просто ждали. Если учесть, что Даша запросилась и писать и какать, ждать было весело. Потом Марина осталась есть купленное желе, а мы со Славиком, Дашей, Георгием и отмытым от съеденного пирожного Серёжей пошли гулять. Сели на подземный трамвай и доехали до станции «Мамаев курган». Это обычный трамвай, только линия начинается под землёй, а дальше выходит наверх. По дороге туда Серёжа чуть не уснул, так что мы никуда не пошли, а сели на обратный трамвай (правда, он долго не приезжал) и поехали назад. Стоит билет 3 руб. Ещё сходили к фонтану, но его уже выключили. К Волге уже не пошли. На обратном пути Славик купил детям сока, и Даша оросила его сверху порядочным количеством мультивитамина. Когда пришли на вокзал, дети почти сразу отрубились. Их уложили спать на сиденьях. Георгий лечь отказался, сказал, что спать не будет, но тоже уснул на своём рюкзаке. Около 12 ч возле нас ошивался рыже-белый котёнок, похоже, что кошка. Но не очень голодная, так как сушёную кильку только пожевала и бросила. Славик с Мариной сначала читали газету, а потом Славик уснул в кресле, а Марина пыталась улечься на рюкзаке. Но в зале полно всяких насекомых, от мух до каких-то кусачих тварей, так что спать не особо приятно. И довольно жарко, хотя на улице прохладно. А котёнок ходит и охотится за ними. Я писала дневник до двух часов, а потом читала газеты. Нашему поезду на табло вывесили часовое опоздание.

30.07.2002 вт. (Волгоград-поезд)

Ближе к прибытию поезда, часовое опоздание заменили на 40 мин. Славик посадил нас в поезд и пошёл обратно, а мы с Жориком дождались отправления, взяли одну постель (по цене 26,25 руб.) и легли спать — Георгий на нижней, а я на верхней полке. Около 9 ч утра проезжали какую-то большую станцию, но мне стало лень подыматься. Встала уже около 12 ч. Мы с Жориком перекусили, а потом, в основном, смотрели в окно. Я ещё прочитала взятую у Марины «Комсомолку». Выходили два раза, первый раз не помню где, а второй — на Тихорецкой. Купили дыньку, немного груш, потом ещё воды (пепси какой-то или колы, но слабогазированной). Я ещё потом в темноте посмотрела на Кубань и легла спать.

31.07.2002 ср. (Сочи)

Утром меня разбудил Георгий уже на станции Сочи. проводники нас почему-то не разбудили. Мы быстренько выскочили из поезда, а постель сдавать не стали. Сразу сели на маршрутку и доехали до Юбилейной.

Другие материалы на ту же тему: