Поездка на ледник Джанкуат (Кабардино-Балкария) (08—17.08.2002)

Действующие лица:

Крыленки: Маша (Донецк), Славик, Марина, Даша (2,5 года) (все из Геленджика), Ваня, Инна, Вася (все из Москвы).
Другие: Шурик, Анечка и Алёнка Алейниковы, Сергей Черноморец, Оля Тутубалина, Наташа, Паша, Роман, Полина, Дима Паромонов, Анютка.

Календарь:

08.08.2002 чт. 09.08.2002 пт. 10.08.2002 сб. 11.08.2002 вс.
12.08.2002 пн. 13.08.2002 вт. 14.08.2002 ср. 15.08.2002 чт.
16.08.2002 пт. 17.08.2002 сб.

Авторы отчёта:

Маша пишет так
Марина пишет так (курсив)

08.08.2002 чт. (Геленджик-Краснодар)

Днём собирались, доедали остатки из холодильника. Из дома вышли в четыре часа, вместе с родителями Марины и Серёжей, у которых билет на Пермь около 12 ночи из Новороссийска. Так что до автовокзала мы доехали вместе. На подходе к автовокзалу какой-то дяденька весело нас окликнул и сказал, что автобусы никакие не ходят потому, что смыло вокзал в Новороссийске. Мы ему не поверили, в Геленджике с утра ярко светило солнце, но к сожалению, шутка оказалась правдой. Дорогу на Новороссийск закрыли, и ж/д тоже, похоже, завалена. Родителей Марины удалось посадить на автобус до Краснодара через Джубгу (мы догадались, что их поезд дойдёт до Краснодара и, не попав на побережье, поедет обратно в Пермь), а наши билеты сдали и взяли на автобус до Невинномысска, который выезжал не через Новороссийск, как обычно, а через Джубгу по последнему не смытому мосту. Причём остался старый мост, а новый рядом уже смыло. По дороге наш автобус догнал краснодарский, так что в Джубге Марина ходила к родителям, а потом ещё и в Краснодаре, где стояли 50 мин., так что у Серёги точно крыша поехала — мама едет в другом автобусе и приходит к нему в гости. В Краснодаре тормозят все поезда на Новороссийск и возвращают обратно, мы выяснили, что родители Марины с Серёжей должны сесть на свой поезд по расписанию, и поехали дальше.

09.08.2002 пт. (Невинномысск-Джанкуат)

Около 3 ч ночи у автобуса взорвалось колесо, и водители провозились с ним часа полтора. Особенно здорово выглядело, когда измазанные и полуголые водители голосовали на дороге, чтобы одолжить недостающие инструменты, я бы тоже не рискнула остановиться для таких подозрительных типов. Из-за этого в Невинномысск мы приехали не в 5 ч утра, а в 7 ч и на 20 мин. опоздали на автобус в Нальчик. Следующий автобус идёт только в полдвенадцатого так, что мы не успеваем к погранцам за пропуском и на автобус в Тырныауз тоже. Пришлось ехать в Нальчик на машине, хотя это получилось в три раза дороже. После въезда в Кабардино-Балкарию, водитель сказал отстегнуть ремни безопасности, иначе, мол, сразу видно, что человек приезжий. Нас подвезли прямо к погранцам. Славик взял 3 экз. списка группы и остался делать пропуск, а мы с Мариной и Дашей пошли на автовокзал. Он минутах в 15-ти ходьбы от пограничников. Я сидела с Дашей, а Марина пошла в кассу. Там билеты не продавали, а сказали платить водителю. Пришёл Славик и почти сразу подъехал автобус. Мы в него залезли на места почти в самом хвосте, потом ещё купили воды, пирожков и чебуреков. После нас в автобус залезли человек 15 поляков с рюкзаками, так что весь хвост автобуса завалили багажом. Автобус уходил в полвторого. Ехали вдоль Баксана, вышли после Тырныауза на повороте Адыл-Су. Поляки тоже вышли там, но они остались ловить машину, а мы пошли пешком вверх по дороге к а/л «Джантуган».

Гляциологическая станция

Гляциологическая станция (44.6К)

Немного отойдя от трассы, остановились перекусить и переодеться. Я нашла кусты крыжовника, правда, он мелкий и зелёный. Ещё попадается земляника, а Славик с Мариной нашли немного грибов. Славику плохо, он уже третий день ничего не ест, похоже, какая-то желудочная инфекция, так что Даша идёт сама, тащить её плюс рюкзак сил ни у кого нет. У меня болит голова, а ноги — нет. И задыхаюсь быстро. До «Джантугана» шли около 2 часов. Сразу за ним погранзастава и грозная надпись на тропе «мины». На заставе у нас проверили документы, внесли в список прошедших наверх и пропустили. После погранцов тропа резко поднимается вверх, переходит через ручей и упирается в скальный прижим над рекой. Славик провёл меня через прижим, сам вернулся за Дашей, а меня послал вперёд позвать ребят с гляциостанции, чтобы помогли донести рюкзаки. По дороге я встретила наряд погранцов, они зачем-то снова посмотрели мой паспорт. Пришла к домикам. Все сидели на кухне, ужинали. Шурик и Сергей Черноморец пошли за Славиками, а мне подсунули рис с грибами. Я съела пару ложек, потом пошла одеваться. Только оделась, и мне стало нехорошо, так что рис явно был лишним. Потом выпила чай и легла. Остальные закончили день примерно также, рисом, чаем и спать-спать-спать.

10.08.2002 сб.

Утром у себя в кровати обнаружила чёрно-белую кошку. В дальнейшем выяснилось, что её привезла Инка, а зовут кошку Йоко или по-русски — Ёлка. Встала около девяти. Голова побаливает, но лучше, чем вчера вечером. А Славику всё ещё плохо. Сергей с Олей Тутубалиной (они поженились недавно) утром собирались в 6 ч уйти в маршрут гулять, но ушли в пол-одиннадцатого. Мы позавтракали, потом я с Анечкой и Алёнкой сходили на морену, посмотрели на Башкаринское озеро сверху, а в зелёной луже нашли головастиков.

Катания со снежничка

Катания со снежничка (33.6К)

Потом со Славиком, Мариной, Дашей, Анечкой с Алёнкой и ещё с Наташей сходили на Инструкторские ночёвки покататься со снежника и научить Машу держать ледоруб в руках. Несколько раз я съехала со снежника на ледорубе, но у меня не очень хорошо получилось, да ещё и стукнула ногу. Славик катал Дашу, а остальные резвились самостоятельно, пока не промокли насквозь.

После обеда Марина пошла спать. Кошка поймала птичку и несла её в домик. Шурик так на неё заорал, что кошка птичку уронила. Шурик её (птичку) положил на камне. Я сидела, писала дневник. Потом поднялись снизу Инка с Полинкой, они ездили в Феодосию, были в Коктебеле. Море, говорят, тёплое, но солнца не было. С Дашей пошли смотреть птичку, ей очень понравилось ощипывать птичке перья. Снизу ползут облака. Говорят, что до сегодняшнего дня шёл дождик. Сегодня только чуть-чуть капнуло. Завтра со Славиком с утра должны идти на тросик, это где-то на леднике.

После ужина Паша и Роман дуэтом играли на гитарах, пели песни. Ушли спать около 23 ч.

11.08.2002 вс.

Идём по морене

Идём по морене (40.1К)

Встала в полвосьмого, разбудила Славика. Мы собрались и пошли. С утра был хорошо виден Эльбрус (почему-то его всегда хорошо видно именно с утра, а потом он прячется), но Славик забыл взять фотоаппарат и не снял меня. Тросик находится в 4-ой зоне ледника (это устоявшиеся у гляциологов термины, для удобства они поделили весь ледник на зоны). Мы по льду шли в кошках, я была в Марининых. Славик показал мне каверны и трещины. Потом Славик замерил высоту льда от тросика, я записала, и мы пошли обратно.

Башкаринское озеро

Башкаринское озеро (42.2К)

Ниже озёр

Ниже озёр (32.9К)

Когда спустились на морену, я сняла шапку и сунула в карман, а в домике, когда стали после завтрака собираться на прогулку, обнаружила её отсутствие. Но Марина с Дашей остаются в домиках и обещали сходить по тропке её поискать. Ещё в лагере остался Роман, а Шурик где-то на Балде делает съемку (это такой массивчик над станцией, с него хорошо и далеко видно).

Трещинка в леднике

Трещинка в леднике (57.4К)

Вышли на прогулку около 11 ч. Прошли по морене мимо палатки и поста пограничников, потом по ней же прошли вниз и спустились к Башкаринским озёрам. Немного покапал дождик, а Алёнка упала и разбила губу. Правда, плакала гораздо меньше, чем потом, когда Анечка её умыла. На озере плавают айсберги.

Обошли нижнее озеро по морене, покидали с ледника булыжнички и пошли по Башкаринскому леднику вверх. Шли без кошек, но ледник сильно засыпан сверху камнями, и лёд пористый, так что идти нормально, совсем не скользит. Видели несколько красивых трещин с водопадами и без. Много фотографировал и Славик, и остальные. По леднику подошли к ледопадам, не очень близко. На один как раз лезла группа из 15-ти человек, может наши поляки.

Умный в гору не пойдёт?

Умный в гору не пойдёт? (50.7К)

Башкаринский ледник

Башкаринский ледник (34.0К)

Дальше по снежничку вышли к тропке и спустились через Незабудковую долину к домикам. В этой долине очень много разных цветов. Возле родника (вернее, водопада со скалы) встретили Шурика, он набирал воду. Вернулись к домикам где-то в 1620. А Марина с Дашей таки нашли шапку. Поиграли 2 раунда в канасту (я с Анечкой, Марина с Шуриком), мы за 2 раза набрали около 6 тысяч, а они — 1,5. Но потом сели ужинать и больше не играли. Только проболтали до вечера. Ещё заходили туристы из палаток, взяли на вечер гитару. На следующий день договорились идти на снегосъёмку.

12.08.2002 пн.

Проснулась около 810, поставила чайник и разбудила весь домик воплями о том, что виден Эльбрус. Пока завтракали, искали снаряжение и т.п., вышли в 10 ч.

На леднике Джанкуат

На леднике Джанкуат (41.1К)

Сначала шли по морене, потом чуть-чуть по льду, а потом с верёвкой по снегу дошли до 7-й зоны. Правда, верёвка короткая, говорят, что на двух человек. А мы туда вчетвером привязались. Шли без кошек, но всё равно почти не скользит, так как снег мокрый, да и лёд тоже.

И опять трещина

И опять трещина (43.1К)

Потом Славик и Паша рыли шурф, делали замеры на плотность снега в шурфе около часа, а я и Марина наблюдали. К нам вылезла группа смотреть, где лучше пройти на перевал. Славик им рассказал. Они остались, а мы пошли выше, в 10-ю зону в верхний цирк к ещё одному шурфу, так как рано закончили с нижним. До нижнего от домиков мы лезли 2 часа, а к верхнему шурфу ещё час. Там шурф глубже и ребята провозились почти 2 часа. С перевала Гумачи спустилась группа из трёх человек. Когда третий спросил, чем мы тут занимаемся, ему сказали, что ищем потерянный в прошлом году рюкзак. В первый момент они точно поверили, а потом стали выяснять подробности. Очень удивились, что в компании гляциологов делает программист, и спросили, есть ли в домиках компьютер. Прибежал откуда-то сверху Шурик, измерил рейку, забурил её и убежал.

Поёт Дима Паромонов

Поёт Дима Паромонов (35.6К)

После этого пошли вниз в связке. Причём все ехали быстро, а я за ними не успевала и всё время падала. Марина была впереди и утягивала вперёд, а Паша сзади подталкивал. Вы пробовали когда-нибудь кататься с горки, будучи связанными верёвкой? Рекомендуем, незабываемые впечатления гарантированы.

Спустились к домикам около 19 ч. Ребята (Рома и Наташа) сходили в Джантуган за хлебом, а ещё пришёл Дима Паромонов с Анюткой. После ужина Паша и Дима пели песни под гитару.

13.08.2002 вт.

Позади — Грузия

Позади — Грузия (32К)

Дима принёс верёвку и карабины (или помог их найти), так что мы решили сходить на Джантуганское плато, а там — по обстоятельствам. И Шурик обещал помочь пройти через бергшрунд (он собрался где-то в том районе делать съёмку рано утром). Вышли около 9 ч. Пока мы поднимались до берга, Шурик бегал по леднику, занимаясь своими делами. Дошли до берга чуть меньше, чем за 4 часа. Перед нами его перелазила группа, и мы спутали одного из них с Шуриком, ускорились, чтобы ему нас не ждать. Подошли под берг, а там ждать Шурика не стали (хотя уже поняли, что перепутали его с туристом), так как сверху могли падать камни, и сами перелезли. Почти сразу за бергшрундом Шурик нас догнал. Немного посмотрели на Грузию и решили по скалам подняться на Гумачи.

Покорители вершин

Покорители вершин (37.2К)

Подъём там не сложный, разок пришлось отправлять Шурика на разведку дороги, только недалеко от вершины состегнулись в связку. На вершине уже была группа из Мурманска, которая лезла впереди нас. Они сначала пытались слезть через перевал Гумачи, но потом передумали и начали возвращаться.

Залезли на Гумачи

Залезли на Гумачи (41К)

Мы быстро пошли вниз, пока они не решили спускаться по нашему маршруту. Спускались по снегу, причём быстро, так как группа не стала ждать, пока мы спустимся, и полезла вниз, спуская на нас камни. Я съехала вообще на пузе. До берга почти добежали, идущая сзади группа — это хороший стимул. А когда съезжали через берг, чуть не въехала ледорубом себе по уху, а Шурику по очкам, он внизу страховал. А у Марины верёвка была короткая, она до низу не доехала, повисла, пока не отцепили верхнюю страховку. В общем, спустились даже раньше, чем вчера, часов в шесть. Полинка честно пасла внизу целый день Дашу, но прожили они этот день мирно и без происшествий. А легли все рано, видно вымотались.

14.08.2002 ср.

Долина, вид сверху

Долина, вид сверху (49.6К)

С утра Шурик разбудил меня без 15 семь, а я разбудила Славика. Мы попили чай и пошли гулять под г. Курмычи. Славику надо было сфотографировать долину сверху, а я с ним напросилась. Мы вышли в 7 ч, прошли вниз по долине через прижим, а потом пошли вверх по травяному склону под перевал ВЦСПС. Мы до конца не лезли, а только по траве.

МашаКр на фоне Эльбруса

МашаКр на фоне Эльбруса (35.6К)

Славик фотографировал всё, что собирался, потом мы прошлись траверсом вдоль склона, а кое-где по гребешкам. Хотели спуститься вдоль ручья, но не получилось, так что на тропу мы выходили довольно долго. Ещё немного собрали грибов и вернулись к часу. Пообедали. Даша себя плохо чувствует, вероятно, от колбасы, её несколько раз тошнило. Сидела, читала. Пришли Дима и Анюта с Балды. Потом Славик, Марина с Дашей и Анечка с Алёнкой ходили гулять в Незабудковую долину. Там всегда много цветов, снежнички, тихо и хороший вид на Башкаринский ледник, озеро и горы, замечательное место для вечерних прогулок.

Вечером, уже почти в сумерках, пришла Полинка с двумя погранцами с заставы, они ей помогли донести рюкзак. Ваня, по её словам, придёт только завтра, а мы собирались с утра уезжать в Чегет. Легли уже почти в 24 ч.

15.08.2002 чт.

Фото на прощанье

Фото на прощанье (38.4К)

Ночью шёл сильный дождь, так что с самого утра мы никуда не пошли. Вышли в 12 ч. Перед самым выходом пришла группа иностранцев с местным инструктором. Наши их остались поить чаем, а мы пошли в Джантуган. Дождь моросит. Прошли заставу, отметились и пошли вниз.

У ручья

У ручья (54.2К)

Ниже Джантугана встретили Ваню с Инной и Васей. Пока разговаривали, мимо проехал автобус за иностранцами. Славик подошёл к нему и договорился, чтобы нас забрали и отвезли до Чегета. Так что мы быстренько распрощались и поехали. Интересно что подумали погранцы записывая в журнал Ваню с Инной. Только вниз ушло трое Крыленок плюс девочка, а через 15 минут уже вверх идут двое других Крыленок плюс мальчик. Автобус шёл в Чегет, и мы туда поехали.

Приехали к половине третьего. На канатке подъём до трёх. Славик попросил разрешения оставить рюкзаки в кафе, быстренько сбегали на шерстяной рынок, где Марина купила Славику свитер, и поехали на канатке наверх. Билет в одну сторону стоит 40 руб. Садятся по одному, на ходу в сиденья. Когда поднимались, пошёл сильный ливень, переходящий в снег, причём холодный. У меня штаны промокли даже сзади, так как по сиденью текло вниз. Наверху ничего вокруг не видно, не то, что Эльбруса, даже Донгузоруна, туман, ветер дождь, пришлось сразу идти в кафе «Ай».

В кафе «Ай»

В кафе «Ай» (33К)

Там взяли кофе и хичинов, поели и поехали вниз, так как идти вниз, как мы хотели, а тем более идти на озеро, нельзя было при такой погоде, да нас бы и спасатели не пустили, ищи нас потом по всему Чегету ночью в тумане. Хозяйка кафе его закрыла, и тоже поехала вниз. Билетов вниз у нас не было, но их никто и не спрашивал, даже в голову не пришло работникам. В кафешке около кассы забрали рюкзаки и пошли на поворот дороги, чтобы куда-нибудь уехать — ночевать в палатке под таким дождём и уже промокшим насквозь не хотелось. Простояли на повороте около часа под дождём, пока не подошёл рейсовый автобус (которым мы приезжали из Нальчика) на Тырныауз.

В Тырныаузе дождь уже не шел, но мы замёрзли. К счастью у нас были координаты штаба по селезадержанию (ул. Виноградова, 2/34), с которым сотрудничает ледниковый отряд. Нас там неплохо встретили, по лицам определив, что мы  — Ванины родственники, по носам фамильным, наверное. Мы поставили вещи, переоделись и пошли прогуляться по городу. Походили по магазинам, купили еды на ужин. Вернулись, поели, попили чай, посмотрели новости про наводнение в Европе и ликвидацию последствий селей в Новороссийске и пошли спать. В комнате, где мы ночевали, три кровати, так что разместились удобно. Только Даша отогрелась, разыгралась и сначала отказывалась идти спать.

16.08.2002 пт.

Парк в Пятигорске

Парк в Пятигорске (41.2К)

Встали в 7 ч. утра и пошли на остановку. По дороге рассматривали кое-где ещё видные следы селя 2000 года. Ну, а на остановке сели в автобус и поехали в Пятигорск, гулять и город смотреть. На вокзале обнаружили отлавливающих приезжих милиционеров. Но мы прокрались по-пластунски, оставили вещи на вокзале камеры хранения и пошли в близлежащий парк.

Лев у «Провала»

Лев у «Провала» (44.6К)

Погуляли немного там, выяснили как добираться до знаменитого «Провала». Маршрутка долго петляла по узким крутым улочкам, мимо санаториев, взбираясь на гору. Ехали с полчаса в предвкушая, но «Провал» не оправдал ожиданий, просто озерко внутри горы, с плавающим мусором, к воде подойти нельзя — решётка, сверху над провалом тоже решётка. Да, деньги на ремонт ему бы не помешали. Зато у входа стоят симпатичные львы, мы с ними сфотографировались и пошли вниз в центр города пешком. По дороге попали в галерею с минеральной водой (дрянь редкостная), потом прошлись по лермонтовским местам. Красивый город, много цветов, парков, чисто, очень приятно гуляется. Вечером забрали рюкзаки и поехали на электричке в Ессентуки к нашей однокурснице. Правда, у вокзала Машу таки поймали местные доблестные милиционеры и, как иностранную гражданку хотели оштрафовать за отсутствие регистрации, но после часа переговоров её удалось «выкупить» за три банки пива. Время у нас было — электричка была не скоро. Хуже было питерцам, которых хватали перед отправлением поезда и вымогали штраф. Такой небольшой промысел…

17.08.2002 сб.

На следующий день мы решили все вместе поехать в Кисловодск. Там почти сразу посадили Машу в поезд до дома (а точнее, в электричку до Пятигорска, откуда у меня был билет на поезд до Донецка), а сами целый день гуляли в городском парке, пили минеральную водичку разных сортов, фотографировались, попытались искупаться в местной речушке и не пропустили ни одного фонтана. Вечером уехали в Геленджик на автобусе.