Поход по Хибинам (04.08—18.08.2008)

Место действия:

Хибины, крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Геологический возраст — порядка 350 млн лет. Вершины платообразные, склоны крутые с отдельными ледниками и снежниками. Высшая точка — гора Юдычвумчорр (1200,6 м над уровнем моря).

Действующие лица:

Настя дочка Сергея
Еримизины (Симферополь):
Марина Е. Марина, жена Коли
Коля Николай, муж Марины Е.
Катя Екатерина, дочка Коли и Марины, 13 лет
И другие:
Оля Ольга Сотченко, Симферополь
Женя Евгения Гурова, Калининград
Гедиминас Гедиминас Вайткус, Литва

Календарь:

04.08.2008 пн. 05.08.2008 вт. 06.08.2008 ср. 07.08.2008 чт.
08.08.2008 пт. 09.08.2008 сб. 10.08.2008 вс. 11.08.2008 пн.
12.08.2008 вт. 13.08.2008 ср. 14.08.2008 чт. 15.08.2008 пт.
16.08.2008 сб. 17.08.2010 вс. 18.08.2010 пн.

Авторы отчёта:

Маша пишет так
Марина пишет так (курсив)
Славик пишет так (синий цвет)
Серёжа пишет так (коричневый цвет)

Приезд 04.08.2008 пн. (Донецк)

Из дома со Светой вышли около 12 ч, папа нас проводил до остановки и поехал к знакомым в Снежное, а мы со Светой — на ж/д вокзал. Приехали минут за 40 до поезда. Думали взять Свете билеты на Москву, но у кассы была толпа народа, так что мы забили на это. Поезд подали с небольшим опозданием. Сели нормально, в вагоне довольно жарко. На таможнях никаких проблем не было, у нас проверили паспорта, а вещи никто не смотрел.

Приезд 05.08.2008 вт. (Москва)

В Туле послала Славику sms-ку, он написал, что встречать не будет. Поезд в Москву прибыл с небольшим опозданием. Идёт дождь. Увидели на соседнем пути поезд «Севастополь-Москва», решили, что Еримизины и Ко уже приехали. Перешли по переходу туда, а поезд уехал у нас из-под носа. В переходе нигде нет указателей поездов и объявлений не слышно. Я позвонила Марине Е., она сказала, что их поезд только пришёл, и они выгружаются. Мы оббежали все пути, но их поезда не нашли. В итоге оказались у справочного бюро, там сказали, что их поезд на 10-м пути. В этот момент позвонила Марина Е. и сказала, что они нас ждут у выхода из тоннеля. Мы с пустились на эскалаторе как раз к ним. Познакомились с Олей и Фурманами. Пошли на метро. Курский вокзал весь перегорожен в связи с какими-то ремонтными работами, так что выход к метро только через улицу. Дождь идёт. В метро жуткая толпа. Марина Е. купила билеты на всех у спекулянта, так что в очереди в кассу мы не стояли. Доехали до станции «Преображенская площадь». Марина Е. с Колей сказали, что знают дорогу к квартире Шуриков. В результате мы вышли из метро, минут пять шлепали куда-то под проливным дождём по лужам, после чего выяснилось, что мы идём не туда. Вернулись ко входу в метро, там в переходе мы остались с вещами, а Коля с Мариной Е. пошли искать дорогу. Дорогу они нашли, а нас чуть не потеряли. В общем, к Шурикам мы дошли полностью мокрые. Хотя это вряд ли бы изменилось в любом случае. У Шуриков уже были Славики и Галя с Шаней, а хозяев нет. Славик с Мариной, Коля с Мариной Е. и я почти сразу поехали в «Экстрим», а остальные остались на хозяйстве.

До «Экстрима» ехать далеко — сначала на метро до станции «Речной вокзал», а потом ещё на маршрутке. В «Экстриме» я купила спиннинг с катушкой, потом ещё термомайку себе, накидки пончо на рюкзак и сидушки себе и Свете. Еримизины, напуганные Славиком, купили себе ещё один спальник, Славик с Мариной термомайки и штаны на двоих (майку — Марине, штаны — Славику), ещё 2 пончо, нож Славику, две кружки Марине, газ для всех и бахилы для Жени с Гедиминасом.

На обратном пути зашли в супермаркет, я купила сгущенки в пластиковой упаковке, остальные взяли пряности, воды и ещё что-то. Света с Галей успели тоже сходить в магазин, купить пельменей на всех, щербет, который мы не нашли в Донецке и ещё 4 банки сгущенки, которые мы оставили Шурикам. В квартире во время нашего отсутствия материализовались Инна с Васей.

До выхода ели и потихоньку собирались.

Начали выходить около 19 ч, но продолжалось это довольно долго. Последней квартиру покинула Света. Еримизины оставили Шурикам лишнее одеяло. Галя с Шаней, Инной и Васей довели нас до метро, возле выхода мы сфотографировались. Дальше они пошли на трамвай, а мы — на метро. Доехали без проблем, поезд уже стоял, но в вагоны ещё не пускали. Славик сбегал за водой. У нас первое купе и два последних.

Приезд 06.08.2008 ср. (поезд)

В Петрозаводске купили хлеба и встретились с Женей и Гедиминасом, у них билеты в соседний вагон. Они накануне были в Питере, где купили для Гедиминаса новый рюкзак, так что теперь у нас есть один лишний. В Медвежьей Горе купили двух копчёных рыбок (терпух) по 175 руб. штука и кучу пирожков с ягодами (морошка, брусника, черника) по 20 руб. Мне больше всего понравились с брусникой. На улице довольно прохладно, хотя к вечеру вышло солнце и стало ясно. Вечером перепаковали рюкзаки и попросили проводников разбудить нас в Апатитах. Правда, перед этим проводники наехали на нас из-за какого-то пропавшего одеяла, которое, к тому же, пропало не у нас, а на боковых полках. В вагоне народ заряжал мобилки от розеток, но палм заряжаться не захотел. Солнце зашло около 23 ч, а в 24 ч было ещё довольно светло.

07.08.2008 чт.

На старт

Проснулась в 620, поезд немного опаздывает, так как в это время мы уже должны были быть в Апатитах. Почти сразу подошёл проводник нас будить. Потихоньку собиралась, потом встала Марина и остальные. Вышли на остановке Нефелиновые пески. Проводники подержали красные флажки, пока выходили мы и ещё одна команда из 4-х девиц.

Бурелом

Мы сфотографировались на фоне станции, потом Славик остался с рюкзаками, а мы подошли к озеру Имандра. Ветра почти нет, озеро выглядит симпатично (так симпатично, что даже обсуждалась возможность пойти в следующий раз на байдарках по Имандре). Вода холодная. Видны собирающиеся тучки.

Сначала шли вдоль ж/д, навстречу проехал товарняк. Потом повернули в лес и пошли перпендикулярно ж/д (тропинку нашли не сразу). Немного покапало. В лесу есть много ягеля, грибы, иногда попадаются отдельные полузелёные черничины. Примерно в 840 вышли к дороге. На дереве навязана полосатая ленточка. Перешли через дорогу, дошли до ручья, форсировали преграду, перешли холмик и вышли на утоптанную тропу. Вдоль неё тоже навязана куча ленточек. Видели помёт медведя и большой муравейник с вытоптанной к нему дорогой.

Водопадик

По тропке вышли к стоянке. На ней оказались те девушки, что вышли из нашего поезда. Немного отошли в сторону к озерцу и начали варить завтрак. У озерца тоже муравейник и дупло с перышками небольшой совы (как сказал Гедиминас). Во время завтрака девицы опять протопали через наше расположение.

Озеро

В 1050 собрали барахло и поднялись на бугорок, чтобы спрятать там рюкзаки. Сложили рюкзаки в распадок между камнями. Накрыли тентом и пошли вверх по ущелью. Сразу наткнулись на трёх пацанов с рюкзаками. Они некоторое время шли с нами по тропе. Нашла ещё пару грибочков, сунула их в пакет к спиннингу, который взяла попробовать на озере.

Тепло, иногда выглядывает солнышко. Дошли до стоянки на перекрёстке троп (звёздочка), там всё те же девушки собираются ставить лагерь. В очередной раз с ними поздоровались и пошли вверх по ущелью к Аку-Аку. Дошли до водопада, пофотографировались там, поднялись со Славиком и Мариной на склон холма, посмотрели на озеро Имандра и на Аку-Аку.

Прижим

Спустились к озеру. Собрала спиннинг (первый случай, когда в горном походе у нас был с собой спиннинг) и попробовала позакидывать. Получается не очень, непривычно работать с лёгкой блесной. Потом со Славиком пошли догонять остальных. Они перелезли по полочке надо озером. Проход не очень широкий, но без рюкзаков проходится легко (если вниз не смотреть). Марина Е. долго думала, как лучше форсировать прижим, и в результате проплыла по озеру (для желающих повторить — вода около 5 градусов).

Нормальные герои

От озера пошли вверх по ущелью. Скалы там очень интересные и причудливые. Одна скала была похожа на игуану. Видели пару северных канюков (если Гедиминас правильно определил). Дошли до конца ущелья, там перекусили с видом на Имандру и г. Путиличорр. На ней видно свежий снежок. Над Имандрой много туч с дождём.

В 15 ч пошли обратно по верху ущелья (по холму между Аку-Аку и Имандрой). На другой стороне видны остатки снега. Немного не дошли до озера, как пошёл дождь, довольно сильный и холодный. По-быстрому упаковались и свалили вниз как раз у деревянного идола над озером. В плащах в тумане и под дождем были похожи на стайку привидений. Когда спустились к траве, почти у всех промокли ботинки через верх. По пути погоняли лемминга и видели полузамерзшую лягушку светло-коричневого света. Дождь иногда перестаёт.

Имандра

Вернулись к рюкзакам в 1720. Решили стать тут же на стоянке. Славик с Серёжей сходили за водой, потом я тоже принесла немного воды. Как только Славик развёл костёр, опять пошёл дождь. Славик натянул тент (это был наш первый поход с использованием тента, с тех пор всегда берем для большой компании), стало гораздо лучше. Сварили ужин, дождь перестал. После ужина сушили вещи. Славик пошёл погулять на горку, потом за ним ушла и Марина. Женя с Гедиминасом пошли на озеро. В итоге они все вернулись почти одновременно. Как выяснилось, они все опять доходили до стоянки девушек, которые пели под гитару и предлагали им чай. Еще мы любовались на «закат» над Имандрой и на перевал Юмекорр, на который завтра собрались идти.

Время движения 5 ч 7 мин, время остановок 2 ч. 58 мин., общая скорость 1,9 км/ч, скорость в движении 2,9 км/ч, расстояние 15 км.

08.08.2008 пт.

Ночью шёл дождь. Утром Фурманы и Коля приготовили завтрак и подняли всех около 8 ч. Над нами ясно и видно солнце, но с запада опять наползает какая-то муть.

Вышли в 1030. В очередной раз прошли через лагерь «феминисток», они сказали, что ходят всегда только женским составом. Они тоже собирали вещи и намеревались идти на тот же перевал, что и мы.

Перевал Юмекорр

В 11 ч начали подниматься к пер. Юмекорр или ущелье мертвых. Перевал в облаке, хорошо, что хоть вчера на него посмотрели. Перевал не похож на кавказские, это, по сути, расщелина в хребте, боковые стены отвесные, сбоку на перевал с хребта не спустишься без веревок. В ущелье сначала был туман, но пока мы поднялись, он развеялся, и стало видно оз. Имандра. Возле перевала есть небольшие снежнички.

Поднялись на перевал примерно в 1330. Съели шоколадку и пошли вниз, т.к. опять собираются тучки. Вниз я совсем еле ползла, так как ноги от ботинок сильно болели.

Перевозчик

Спустились к берёзкам в долину реки Гольцовка и там пообедали. Когда собирались после обеда, начался дождь. По тропе подошли к речке (ручей Меридианальный). Женя с Гедиминасом пошли вниз, а Славик пошёл вверх искать через него переправу. Я прошлась по окрестным берёзкам, нашла несколько подосиновиков. Потом подошла к речке и увидела заводь. Мне показалось, что в ней есть рыбка. Собрала спиннинг. Попробовала покидать, но получается не очень. Сначала закидывала черную с крапинками блесну, потом червячка. После этого прогнала Свету и нацепила блесну с медным лепестком. Подошли остальные и начали переходить речку вброд. Я увидела рыбку, которая шла за моей блесной, а на следующем забросе она схватила блесну. И я её вытащила. Что-то типа форельки, зубастая и с пятнышками. Положили её в пакет, и я пошла за своим рюкзаком. Как раз вернулись Женя и Гедиминас. Я надела босоножки и перешла сама, а Марину и Свету Славик перенёс.

Рыба!

У стоящих туристов уточнили нужную тропку и пошли к следующему ручью. Сразу за их стоянкой видели скачущего лемминга, а потом ещё одного дохлого на тропе. Через второй ручей был перекинут хороший мостик из двух бревен, так что перешли без проблем. За мостиком собрали хорошо упакованные продукты на 3 дня, и Славик спрятал их в лесу в долинке ручья Чеснайок.

Кто первый?

Дальше шли вдоль р. Гольцовки. Прошли неплохую стоянку, но Славик решил идти дальше. Часть дороги шли по болотистому лесу почти без тропы, потом вышли на тропку и по ней дошли до р. Маннелахки. Посмотрели одну стоянку, на ней нам не понравилось. Славик пробежал по тропке и нашёл стоянку получше возле озерца. Стали около 19 ч.

Я прошлась к речке, посмотрела, есть ли вероятность половить в ней. Нашла одно интересное место. Вернулась к костру, почистила рыбку и помогла Свете дочистить грибы. Опять сварили и суп с грибами, и кашу.

Потом Славик пожарил рыбку в крышке от котелка Фурмана, и желающие её попробовали. Вкус интересный, немного напоминает мясо краба.

Вечером у костра потихоньку сушились. Пошли спать после 23 ч.

Время движения 4 ч 37 мин, время остановок 1 ч. 56 мин., общая скорость 1,9 км/ч, скорость в движении 2,7 км/ч, расстояние 12 км.

09.08.2008 сб.

Всю ночь шёл дождь. Встала в 7 ч, как раз дождь закончился. Развела костёр. Когда набирала воду в котелок, снова пошёл дождь и довольно сильный. Поэтому котелки долго не хотели закипать, т.к. костёр заливало. Когда один котелок вскипел, разбудила Свету. Сделали с ней картофельный суп и подняли остальных.

Река Маннелахки

Дождь перестал, но с деревьев капает. Рядом на дереве живут сойки, а метрах в 10 норка лемминга. Мы ему оставили вчерашнюю ячневую кашу. На кашу сразу слетелись сойки, а потом мимо озера пробежала белка. Марина видела в озере мальков (правда, скорее всего, зиму они не переживут), а Даша — головастиков.

Вышли в 1215 и пошли вверх по долине р. Маннелахки. В отдельных местах речка образует красивые заводи, каскады. До пер. Северный Чорргор мы (не мы, а я, остальные были не в курсе) идти не стали (снизу был виден язык снега, а на другой стороне снега должно было быть еще больше, а мы без ледорубов), а повернули на подъём к вершине справа от перевала. Только поднялись туда, наползли облака. Перекусили салом и пили водичку из лужиц на камнях. Красивые виды опять оказались в пролете. По гребню примерно к 17 ч дошли до вершины Индивичвумчорр. На ней высокая пирамида. Сделав ней тайник гео-кэшинга, для которого забрали у Насти блеск для губ.

Вершина Индивичвумчорр

После вершины ещё некоторое время шли по гребню в тумане, фактически по треку GPS (спасибо кому-то, кто не поленился оцифровать подробную карту и выложить её в инете). Вниз (никуда) ничего не видно из-за облаков. Повернули влево и начали потихоньку спускаться. В основном шли по сыпухе, хотя в одном месте пришлось облазить бараний лоб. Первым было ещё ничего, а потом дорожки совсем не осталось, и слезать стало совсем весело. Гедиминас стал подо лбом и ловил пролетающие вниз тела. Настя вниз идёт очень медленно, поэтому на спуске Фурманы сильно отстают. Так что ниже лба их уже не ждали, и все спускались самостоятельно. Первые к тропе спустились около 22 ч. Славик побежал по тропе искать стоянку. Мы со Светой спустились позже, после Славиков, Кати и Оли. Потом подошли Коля с Мариной Е. и ждали Фурманов часов до 23. Я упрятала замерзшую Дашу к себе под пончо. Выпили все коньяка, даже детям дали по глоточку, а то совсем холодно. Даша потом очень интересовалась, что это за водичка, от которой тепло становится, и просила еще.

За это время мимо нас прошла команда из 2-х женщин с ребёнком с пер. Южный Чорргор, не только мы по ночам бродим. Когда пришли Фурманы, спустились вниз к месту стоянки. Она возле болота, мокрая и почти без дров. Сварили на газовой горелке макароны, а Коля сделал чай на костре.

Время движения 6 ч, время остановок 2 ч. 50 мин., общая скорость 1,5 км/ч, скорость в движении 2,2 км/ч, расстояние 13 км.

10.08.2008 вс.

Озеро с головастиками

Всю ночь шёл дождь, утром он тоже не перестал. На плитке под тентом палатки сварили суп из вчерашних макарон и чай. До 17 ч ждали, пока закончится дождь. В основном спали. Не дождались. Так что решили собрать лагерь и передвинуться туда, где побольше дров.

Под дождём собрались и пошли вниз по тропе. Прошли где-то около километра и стали на болотистой поляне. Дождь не прекращается. Натянули тент, потом поставили палатки и разожгли костёр. Тусовались у костра, подсушивая барахло. В озерце рядом, откуда брали воду, куча головастиков, которые при любом шуме не уплывают, а наоборот, бросаются на шум. Видимо, в этом году с комарами вообще никак. Подозреваю, что пару головастиков мы съели с кашей, так как набрать котел воды и не поймать туда головастиков было проблемой. Решили, что по такой погоде по хребтам ходить бессмысленно, ничего не видно и завтра пойдем на север, к краю Хибин, в сторону Гольцовых озер.

11.08.2008 пн.

В 620 Коля разбудил Славика, и около 7 ч они побежали через перевал Южный Чоргорр за закладкой. Мы встали около 10 ч, завтракали почти до 13 ч. Потом Гедиминас, Женя, Марина, Света и я пошли пособирать грибов и погулять по дороге. Грибов немного, зато бродят толпы народа.

Перевал Южный Чорргор

Возле дороги несколько мелких озёр. Мы прошлись вдоль парочки, берега болотистые. Видели ящерицу. Вышли к броду и пошли влево по тропе. По ней вышли к мосту у КСС. Я со Светой остались попробовать поспиннинговать. Правда, проходивший мимо абориген сказал, что рыба тут не ловится. Несколько раз закинула и зацепилась. Пришлось перейти на другую сторону речки, залезть в воду и отцепить блесну. Света помогла мне её подтянуть.

Река Кунийок

Вернулись остальные. Они поболтали с местными. Те уже построили гостиницу, есть что-то типа магазина с пивом и водкой. Вроде бы в Кунийоке рыбы очень мало из-за браконьеров, а в Щучьем озере ловят, но с лодок. Возле того места, где я пыталась спиннинговать, висел в воде чей-то садок с десятком рыбок.

На обратном пути нашли ещё немного грибов. Вернулись в лагерь около 17 ч, Коля уже был там, а Славик где-то гулял. Оказалось, что они пришли через полчаса после нашего ухода. Ругался, что их не подождали, но кто ж знал, что они так быстро через Чоргорр туда-обратно сбегают. Вскоре вернулся Славик, он где-то нашёл почти спелую морошку.

Указатели

Решили перейти к озеру. За час собрались и в 1810 вышли опять в сторону КСС. Дошли туда за 45 мин. Там фотографировались у указателей разных городов. Я, снимая рюкзак, стукнула им о железный забор и разбила свою пластиковую миску. Дальше шли по дороге к Щучьему озеру.

Встретили каких-то людей, они сказали, что идти ещё примерно 2/3 пути и идти надо по верхней дороге. После этого Славик начал искать стоянку, т.к. решил, что до озера мы не дойдём. Ничего подходящего не попалось, так что шли вперёд. Дошли до места, где дорога пересекает приток Кунийок. Чуть выше через неё было перекинуто бревно. Часть народа посмотрела на него и решила переходить вброд. Я перешла по бревну с железным прутом, который стоял возле переправы. Следом перелез Гедиминас, Славик с Колей натянули в качестве перил верёвку, правда, тонкую. Перешла Марина, а потом Славик попытался перенести рюкзак Светы и почти упал в воду. Правда, рюкзак спас. Там было неглубоко.

Переправа

За бродом дороги расходятся на верхнюю и нижнюю. Встретили ещё одну компанию. Они сказали, что идти по нижней быстрее, и объяснили дорогу к стоянке. Подошли к Щучьему озеру около 22 ч., потом пошли влево по тропке вдоль берега через болото. Прошли ещё один ручей с бревном в качестве переправы и вышли на берег озера Гольцового возле устья речки.

Дамба

Там по берегу идёт песчаная полоса от прибоя. По ней мы дошли до неплохой стоянки. Правда, дров маловато, но мужики нашли в лесу сухую ель, так что на вечер и утро должно хватить. Много комаров. Небо практически ясное и с пляжа от стоянки очень красивый вид. Перед нами г. Путеличорр с расселиной во весь склон.

Со Светой и Олей почистили грибы, и Марина с трубчатыми сделала суп, а сыроежки отварила и оставила на утро. Сидели у костра примерно до часа ночи. Отвыкли от просторов, да и дождь наконец-то прекратился. Правда, над центром Хибин тучи висят неласковые, а на Гольцовом, с краешку — хорошо.

12.08.2008 вт.

Утром погода была более-менее нормальная, хоть и пасмурно. Коля пробовал спиннинговать, ничего не поймал. Я тоже покидала в ближайших окрестностях лагеря без всякого результата.

Теснина

После завтрака Женя, Гедиминас, я, Света, Славик и Марина пошли погулять в ущелье к водопаду. Вышли на утоптанную тропу. Она ведет к большой стоянке над рекой. На стоянке куча нарубленных дров. Дальше вышли на дорогу и прошлись по ней до водопада. Он довольно красивый. Правда сфотографировать его не получилось, т.к. вышло солнце и оказалось как раз за ним. Прошли ещё чуть-чуть по дороге до места, где она переходит через реку. Дальше по долине решили не идти. На обратном пути нашли зеркало от машины.

Вернулись к тропе, Женя и Гедиминас пошли в лагерь, а мы ещё чуть-чуть прошли по дороге в другую сторону, хотели посмотреть грибы. Грибов почти нет, зато Славик нашёл в луже солнцезащитные очки. Тепло, я даже рискнула снять футболку. На обратном пути взяли немного готовых дров со стоянки.

Сливайте воду

После возвращения в лагерь Марина повела детей и других желающих посмотреть на водопад. Я прошлась к месту впадения Кунийоки со спиннингом. Рыбы не видно, хотя мальки есть. Прошла чуть-чуть вверх вдоль речки. Когда возвращалась, приехал джип с парочкой «рыбаков». Они поставили сети и потом до вечера плавали раз в час-два их проверять. Мы не заметили, чтобы они что-то выловили.

Рядом с нами на соседней стоянке стала группа москвичей из 15 человек, довольно тихих. По крайней мере, по сравнению с нами. Во время нашего обеда мимо прошла какая-то девушка, совсем одна. Она попросила вынуть у неё из глаза комара, спросила дорогу на КСС. Мы её напоили холодным какао.

После обеда народ разлагался. Катя, Настя и Марина Е. купались. Гедиминас нашёл на озере гагар и долго за ними наблюдал. Перед закатом Женя с Гедиминасом пошли фотографировать водопад. Минут через 5 после их ухода солнце спряталось за тучки. Зато они на обратном пути насобирали грибов, которые вечером потушили отдельные добровольцы. Попробовали вчерашние маринованные грибы. Вроде пока живые. Вечером опять срывался дождь.

13.08.2008 ср.

Встала примерно в 645, солнце и ясно. Развела костёр, повесила воду и разбудила Свету, чтобы готовить кашу. Остальных подняли в 750.

Перевал Умбозерский

В 950 стали, чтобы посмотреть на озеро и выйти в 10 ч в на пер. Умбозерский. Тут оказалось, что у Фурмана проблемы с рюкзаком. Так что пришлось его ждать. За это время пообщались с соседями. Они к озеру тоже шли через Южный Чорргор. Сегодня у них детское дежурство по кухне, так что взрослые сидят и ждут завтрака.

Вид с перевала

По тропе поднялись до верхней дороги и пошли по ней в сторону КСС. Дошли до перекрестка. Там нас догнала команда из Беларуси. Они идут туда же, куда и мы. Пошли влево, дошли до переправы через речку. Белорусы её уже перешли. Славик сначала попробовал пойти по правому берегу, но далеко мы не ушли, так что тоже перешли речку по балке и пошли дальше по дороге, которая ведёт к пер. Умбозёрский. По дороге набрали полпакета грибов, который я несла в руках. В конце-концов мне это надоело, и я его прицепила к рюкзаку. Правда, он начал меня перевешивать в разные стороны.

Дорога переходит речку в нескольких местах, но кое-где есть тропки, которые идут по берегу и переходить не надо. Перед перевалом озеро, на нём опять догнали белорусов. За озером почти сразу перевал. Были на нём около 1330. За перевалом ещё 2 озера. Мы остановились у верхнего, а белорусы — у нижнего, более глубокого. Часть народа слишком долго думала, купаться или нет (а точнее — решали, в какую сторону выгнать мужиков), в результате некоторые намочили ноги и всё. А белорусы купались. Как-то прохладненько, а может раньше дури больше было. В 1992 я в этом озере купалась, хотя холоднее было.

Долина Каскаснюнйока

Дальше шли вниз по тропе в долину реки Сев. Каскаснюнйок. Немного отошли и пообедали. Во время обеда белорусы опять нас обогнали. Вниз по долине тропа идёт по тундре и часто переходит через ручьи. Сначала пробовали смотреть стоянку на левой стороне, но потом Славик сказал, что тогда нам придётся переходить речку на все радиалки, так что мы перешли речку вброд и начали искать стоянку справа. Белорусы уже поставили стоянку. Мы посмотрели и стали возле них в месте впадения ручья с пер. Рисчорр.

Вязаночка

Дров очень мало и только берёза. Некоторое время собирали дрова, потом Фурман и Гедиминас пошли за нормальными дровами на другую сторону речки. Они там завалили огромную ель, которую другие туристы, видно, просто боялись трогать. Затем они позвали Славика и Колю, распилили ель на части и переправили её вброд на место стоянки. Оля, Катя, Настя, Даша и Света со мной чистили грибы. Потом мы с Дашей ещё сходили за грибами, нашли полянку польских. Т.к. другие грибы уже потушили, кинули наши грибы в маринованные. Самое большое бревно положили с одной стороны костра, оно неплохо загорелось и видно было, как горит на нём смола с противоположной от костра стороны. Вечером искали в ручье интересные камни, били их на куски. Народ из соседней группы заинтересовался этим действом, скоро десяток человек дружно раскалывало камни в поисках непонятно чего. Потом от этого непонятно чего рюкзаки было от земли не оторвать.

Время движения 4 ч 25 мин, время остановок 1 ч. 40 мин., общая скорость 2,3 км/ч, скорость в движении 3,1 км/ч, расстояние 13,85 км.

14.08.2008 чт.

Лицо

Ночью опять шёл дождь. Утром встали, когда он закончился. Марина и Славик должны были готовить завтрак, но они из-за дождя не вылезали. Так что первый встал Коля и развёл костёр.

Довольно долго ждали, пока погода определится, чтобы решить, куда и на сколько идти в радиалку. В результате после 11 ч Славик, Марина, Марина Е., Коля, Гедиминас, Женя, Света и я пошли гулять на Академическое озеро, а остальные остались на хозяйстве. Перед выходом Славик побеседовал с минчанами о том, где какие перевалы и маршруты.

Некоторые остались на стоянке, в основном дети. Мы устроили себе каменистую горку и катались с неё на сидушках. ещё ходили по поляне и искали поганки и огораживали их забором. Было солнечно, пока не пришли родители, вместе с ними пришла туча.

Два озера

Гулять мы с ними вышли одновременно в сторону Рисчорра. Они шли к какому-то водопаду. Сначала мы пошли с ними, но они промахнулись мимо нужного ущелья. Так что дальше мы разошлись. Поднялись на гребень и по нему вдоль ущелья от пер. Южный Рисчорр. Оно очень красивое, узкое и с высокими скальными бортами. В ущелье лежит ещё много снега. По гребню обошли снежник, посмотрели на соседнюю долину сверху и поверху подошли к оз. Академическому. Сильный ветер просто сбивает с ног. Периодически срывается дождик. По небу очень быстро летят тучи, кое-где видно солнце, но над нами всё время облачно. По озеру гуляет ветер, узоры от него меняются, как в калейдоскопе. Поверху обошли озеро, вышли на какую-то старую дорогу по гребню справа от озера. И тут на нас налетел шквал с сильным дождём. Он был недолго, но штаны и ботинки промокли. Причём штаны были мокрые только справа до середины. Спустились к озеру. Там гуляют волны с барашками. Пробовать ловить рыбу не стали, т.к. довольно холодно стоять. Обошли озеро снизу и пошли через гребни в сторону дома. В соседнем ущелье перекусили. Во время обеда мимо нас прошла пара с рюкзаками. Они идут от КСС через Рисчорр к Академическому.

Кажется дождь начинается

Подошли к гребню справа от нашего ущелья. Поднялись по нему к камню (уже в сторону нашего лагеря, но фактически не вниз, а вверх). Посмотрели вокруг, ещё прошлись по гребню, а потом начали спускаться в ущелье. Надо было бы пройти ещё по гребню, а потом уже спускаться по более пологому склону, но так было дальше. Так что спуск получился довольно крутой. На нижнем участке сорвала подберёзовик. Внизу у подножья холма оказалась поляна со спелой черникой, так что мы её немного пособирали. Потом я хотела ещё посмотреть грибов, нашла парочку, но тут ливанул дождь. Так что все рысью побежали в лагерь. Дождь сильный, причём с порывами шквального ветра. Славику пришлось укреплять палатку. Без нас Оля с Катей сварили суп на остатках макарон, поели и сходили с Дашей за ягодами и грибами. Потом они поставили варить гороховый суп, так что мы после возвращения в палатке его поели (Славик нам его принёс). Часов до 24 был дождь с сильными порывами ветра. Палатку чуть не складывало пополам. Белорусы, говорят, вылезали забивать дополнительные колышки. Потом ветер стих, а дождь шёл ещё какое-то время.

Время движения 5 ч 21 мин, время остановок 1 ч. 44 мин., общая скорость 2,3 км/ч, скорость в движении 3 км/ч, расстояние 16,1 км.

15.08.2008 пт.

В полшестого Коля зачем-то начал пилить дрова. А костёр разводить не стал. Народ вылез уже после восьми. Последним вылез Славик уже к завтраку. На завтрак опять была молочная овсянка, так что часть народа вообще не позавтракала. Мы с Фурманом разделили вчерашний суп. Разъяснилось, даже выглядывало солнце. Мы выложили вещи и немного их просушили.

По тундре

Вышли в 1130. Белорусы ушли чуть раньше вверх к Академическому, а потом в Кировск. Мы пошли не вдоль реки, а по довольно натоптанной тропке по склону гребня. В один прекрасный момент тропа растворилась в тундре, так что дальше шли без тропы. Встречается спелая голубика прямо среди мха. На более высоких кустиках она ещё зелёная. В лесотундре довольно много грибов, но мы много не набирали, т.к. тяжело нести. Перевалили гребень к речке, вытекающей из оз. Академического. Я перешла её вброд, а остальные около получаса устраивали у какого-то бревна пляски с бубном, чтобы перейти посуху.

«Лошадка»

Дальше опять пошли вверх к пер. Куропачий. Это сложно назвать перевалом, практически просто переход через гребень. Правда, со стороны Тульйока довольно много скал, так что спуститься нормально можно не везде. Мы спустились просто, какое-то время шли через лес без тропы. Прошли какое-то лесное озерцо, но останавливаться на перекус возле него не стали из-за тучи комаров. Вышли на старую дорогу, по которой идёт тропа. Сначала по ней же тёк ручей, так что идти довольно мокро. Потом тропа вышла на сухое. Прошли какую-то компанию, обедающую прямо на дороге. Дошли до стоянки над речкой. С неё красивый вид на окружающие горы и виден большой водопад. На стоянке кто-то оставил литр гречки, сахар и банку шпрот. Шпроты мы слопали. Решили дальше не идти, а остановиться на этой стоянке.

Прошлась вдоль речки. Везде сильное течение, пробовать ловить не стала. Сходила посмотреть грибы, но ничего почти не нашла, только один подосиновик и сыроежку. Похоже, что большая часть грибов растёт на скате гребней.

В 1945 пошёл дождь. Но шёл недолго, только заставил спрятать под навес носки, ботинки и весь народ.

Время движения 3 ч 9 мин, время остановок 55 мин., общая скорость 2,2 км/ч, скорость в движении 2,9 км/ч, расстояние 9,19 км.

16.08.2008 сб.

Утром встала около 8 ч. Оля уже заканчивала делать завтрак. Небо совершенно ясное.

У водопада

Около 10 ч пошли в радиалку к водопаду. В лагере остались Фурман и Марина Е. Марина Е. собиралась мыть голову. Сначала шли через лес, потом вышли на берег водопадной речки, там оказалась натоптанная тропка. Так что дальше шли по ней. Подошли под водопад, пофотографировались там, затем поднялись вверх вдоль водопада. Даша, Марина, Света и я пошли по тропке справа, а остальные пролезли под скалами слева. Наверху лежит большой камень. Откуда он там взялся непонятно совершенно. Будто кто-то специально принес и насыпал гигантских кубиков. Коля на него залез, пробовала залезть Катя, но застряла на середине, и её еле сняли. Коля перед тем, как слазить, бросил вниз фотик, куртку и кепку. На этот же камень мы лазили, когда были в Хибинах в 1992. Тогда я на него не рискнула взгромоздиться, а забравшихся девчонок снимали долго.

Прыгай, Коля!

Подошли к балке, из которой вытекает водопад и пошли вверх по ней. Народ искал астрофилиты и даже нашел парочку, я заходила повыше и ждала их. От ущелья подошли к огромным каменным пирамидам, сложенным из больших блоков. Под одной из них пообедали. От пирамид пошли к снежникам. Дети покатались с них на пятых точках. Гедиминас с Женей пошли вверх в обход снежника, Марина пошла за ними. Я сказала Славику, что пойду к краю гребня. Когда начала подниматься, увидела, что наши вышли. Славик и Ко пошли над снежником, а Света под ним. Навстречу им прошла пара туристов. Я поднялась на гребень, посмотрела на долину, потом подошла к остальным. Славик ушёл. Я с Дашей и Серёжей пошла к камню. Возле него сели и стали ждать Славика. Остальные поднялись к Гедиминасу, Жене и Марине, которые тоже уже подошли.

Плато

Славика не дождались, подошли к оставшейся компании. Коля сказал, что Славик ждёт Свету, а её нет. Пошли к Славику. Он был жутко злой, т.к. Света куда-то пропала. Спустились опять к снежнику, там мы сели, а Коля, Славик и Гедиминас бегали вокруг, искали Свету. Коля пошёл к пирамидам и оттуда увидел Свету. Все пошли к камням, а Коля — ловить Свету. Долго сидели у камней. Потом Катя, Настя и Оля пошли к Свете. Коля пришёл, забрал Серёжу, и они пошли спускаться в лагерь. Спускались у водопада, долго ждали группу из 20 человек и собаки, которые поднимались им навстречу.

Мы ещё раз поднялись на гребень, Славик посмотрел тропу, по которой нам идти через перевал. Спускаться пошли прямо по склону. Там оказалось много голубики и немного грибов. Спустились на большую стоянку, а дальше пошли по тропе вдоль берега реки. Тропка не очень удобная, идёт в тонком березняке и пересекает несколько ручьёв.

Вернулись примерно в 1750. Остальные пришли незадолго до нас. Дальше расслаблялись у костра. В 22 ч народу взбрело в голову варить макароны.

Время движения 4 ч 50 мин, время остановок 3 ч 43 мин., общая скорость 1,4 км/ч, скорость в движении 2,4 км/ч, расстояние 11,71 км.

17.08.2008 вс.

Утром всех подняли где-то в 740. Сначала было солнце, потом его затянуло какой-то дымкой. До 10 ч собирались, перебирали вещи, оставили лишние продукты.

Перевал Ворткеуайв

Пошли по дороге до того места, как она пересекает речку, а дальше по тропке по левому берегу, по которой мы вчера возвращались из радиалки. Дошли до стоянки, к которой спускались вчера.

Спустились к реке и перешли её вброд. Течение сильное, чуть не сбило меня (и не только меня) с ног. После переправы выяснилось, что Света где-то на тропе споткнулась о корень и повредила большой палец на правой ноге. Гедиминас сказал, что похоже на трещину в кости. Идти Света может, но очень медленно, и палец болит.

Кировск где-то там

Дальше шли по правому берегу. Сначала попадалось довольно много голубики. Славик её не заметил, так что на привал стали в месте, где ягод было мало. Перед перевалом есть небольшое озерцо. Около 13 ч мы со Славиком сели отдохнуть перед самым перевалом, съели чуть арахиса. До этого места от стоянки было 5,6 км. Остальные ушли вперёд чуть выше. Обедать решили уже под перевалом. Спуск с него не очень удобный, т.к. слева до сих пор лежат снежники, по которым спускаться без ледоруба нельзя. Пошли справа. Там тропка есть, но большая часть пути идёт по камням, так что Света еле идёт. Под спуском в тени камней пообедали. До этого места ровно 6,66 км от стоянки.

Кировский рудник

После обеда по тропинке вышли к отвалам Кировского рудника. Там нашли немного апатитов. Довольно долго шли по бетонной дороге. Кое-где на ней очень легко поскользнуться. Марина Е. даже упала.

На остановке стояла пустая маршрутка без номера. Мы в неё все влезли и доехали до станции геофака МГУ. Точнее, не до самой станции, а до предыдущего поворота, т.к. наши Сусанины немного ошиблись.

Женя, Славик и Марина пошли искать станцию, а мы их ждали. Недолго. На станции было почти пусто, все с практик уже разъехались. Зато и места в общежитии было очень много. Марина осталась на станции договариваться о поселении и селить, а Славик с Женей вернулись за нами. Маринын рюкзак Славик донёс поверх своего. Поселили нас в общежитии студентов. Ночь стоила 250 руб. с человека, за детей до 12 лет только 50 руб. за бельё.

Покорители Хибин

Славики поселились в одной комнате в торце здания, я, Света, Оля, Гедиминас и Женя — в пятиместной комнате со стороны солнца, а остальные рядом с нами в шестиместной. У них одно место было свободно.

Есть горячий душ, так что все искупались, кто хотел — постирал. Оказалось, что если в кухне из крана течёт горячая вода, то батареи тоже тёплые. Так что воду в кухне не выключают в принципе. Когда мы приехали, в общежитии были какие-то люди, но они вскоре уехали, и мы остались одни. В здании дирекции на полках много шикарных образцов минералов, мы специально сводили детей туда посмотреть. На территории нашли кучку амазонитов, видимо студенты притащили.

Женя, Гедиминас, Фурман, Настя, Оля и Катя поехали в магазин. Они пошли на автобус по расписанию из общежития, но ждали автобус в город минут 50 и обратно почти столько же. Купили пельменей, причём вместо 3,5 кг купили 7 кг. Сказали людям купить 7 пачек, они и купили! (просто пачки были не по полкило, а килограммовые). Так что их получилось очень много и осталось даже на утро. После ужина почти сразу пошли спать, т.к. уже было больше 23 ч, а завтра рано вставать. Спать было даже жарко.

Время движения 3 ч 42 мин, время остановок 1 ч 49 мин., общая скорость 1,8 км/ч, скорость в движении 2,7 км/ч, расстояние 10,2 км.

18.08.2008 пн.

Утром нас около 710 разбудили на завтрак. Опять были пельмени, правда, я их уже не ела. Из-за того, что некоторые отлынивали, мы эти пельмени еле победили. Вышли в 830. Сфотографировались у вывески базы и пошли на остановку. По расписанию автобус должен был быть в 850 и в 9 ч. Около 852 проехала маршрутка, в которой все места были заняты. Потом проехал автобус без номера. Причём, пока он ехал в противоположную сторону, нужный номер у него ещё был. Подошёл ещё один автобус без опознавательных знаков. Оля спросила водителя, едет ли он в Аппатиты. Водитель сказал, что поедет за 50 руб. с носа. Так что поехали этим автобусом. Ехали минут 25. Подвезли нас как раз к станции. Заняли очередь за билетами. Потом кассирша вызвала тех, кому были нужны билеты на сегодня. Славик оказался вторым. Билеты на скорый до Питера были, но только верхние. Потом в порядке обычной очереди те, кто хотел, взяли билеты из Питера. Я и Света на завтра до Харькова, а Еримизины и Ко до Симферополя на 22 августа, чтобы погулять по Питеру. Славики билеты не стали брать, т.к. оказалось, что в Питере жить можно будет только в палатках. Они решили посмотреть на жильё, а потом уже покупать билеты.

После покупки билетов сходили в супермаркет. Туда от вокзала идти минут 10, сначала вдоль ж/д, потом вдоль автодороги. Когда вернулись из магазина, перекусили. Потом ещё купили очень вкусных пирожков в местном буфете. Самыми вкусными оказались жареные пирожки с печёнкой.

Объявляют поезда плохо, ничего не слышно. Но Славик узнал, как будет идти нумерация, и мы подошли почти туда, где остановился наш вагон. Сели без проблем, т.к. поезд стоит 10 мин. Мест пустых довольно много, но проводница сказала, что по местам будут садиться до самого Питера.

Другие материалы на ту же тему: