Поход по Кавказу в окрестностях Пшады: щель Скупкова — г. Цыганкова — г. Облего — щель Кочкареева (30.04—02.05.2005)

Действующие лица:

Крыленки: Маша (Донецк), Славик, Марина, Серёжа (6 лет 10 месяцев), Даша (5 лет) (все из Геленджика).
Луппова Нора

Календарь:

29.04.2005 пт. 30.04.2005 пт. 01.05.2005 сб. 02.05.2005 вс.

Карта с нанесённым маршрутом

Внимание, размер карты — 507,3К!

Авторы отчёта:

Маша пишет так
Марина пишет так (курсив)
Славик пишет так (жирный шрифт)

29.04.2005 пт. (Донецк—Ростов)

Орхидея

Орхидея (58.3К)

После того, как в течение двух дней я безуспешно пыталась взять билет на поезд сначала до Новороссийска, потом хотя бы до Краснодара или Ростова, остался последний шанс провести майские праздники в горах Кавказа. И утром в 645 я выехала в сторону Путиловского автовокзала г. Донецка. Как это ни удивительно, но билет в кассе оказался (25 грн.), хотя и выяснилось, что багаж нынче стоит аж 8 грн.

Флора Кавказа

Флора Кавказа (57.5К)

В автобусе я заняла место возле окна (не то, что было написано в билете), и приготовилась ехать (точнее, открыла электронную книжку и начала читать). Практически сразу я получила ещё одну интересную новость — автобус, вместо высчитанных мной 14-15 часов, прибывает на место в 1840 (по расписанию). Он едет не через юг области, а проезжает через Макеевку, Харцызск, Шахтёрск, Торез, Снежное, потом в Луганской области через Красный Луч и Антрацит. Ещё то «кругосветное» путешествие. Таможня тоже «порадовала» — мы там простояли больше двух часов (вместе на российской и украинской). Со стороны России к таможне стоит хвост легковушек длиной не меньше километра. Таможня перед Новошахтинском. Потом проехали Новочеркасск и с часовым опозданием прибыли в Ростов.

Грибочки

Грибочки (58.6К)

Я сразу перешла дорогу и оказалась в ж/д вокзале. Народу в зале много, но к кассам больших очередей нет, так что я взяла билеты (570 руб.) на поезд Ростов-Новороссийск (и обратно из Новороссийска на 6-е число), уходящий в 2243. На месте он должен быть в 817. Так как я забыла дома московскую симку, пошла искать телефонные карточку. Купила её за 63 руб., попробовала набрать Славиков. Не получилось сразу, после чего я пошла на улицу к другим автоматам. И тут обнаружила, что мобилка работает — включился роуминг Билайна. Облом. Написала Славикам о времени приезда. В Новороссийск они ехать за мной не захотели, пообещав забрать от стеллы.

Рододендрон

Рододендрон (34.3К)

Сходила ещё раз на автовокзал. Там длиннющие очереди в кассы. Глянула расписание и купила шаурму перекусить. Она оказалась на 3 руб. дороже, чем было указано в ценнике. По словам продавщицы — куры сегодня подорожали… Вернулась на ж/д вокзал и села ждать поезд на втором этаже в зале ожидания.

Поезд подали примерно за полчаса до отправления. При этом в хвосте у него был 11-й вагон, а в голове — 12-й и 13-й. Я заняла своё 50-е место, вагон полностью заполнен. В одном купе со мной ехали студенты, правда, достаточно тихие. Легла спать сразу после проверки билетов.

30.04.2005 сб.

Тоже грибы

Тоже грибы (43К)

Утром меня студенты разбудили около 7 ч. Я немного ещё повалялась, потом слезла. Вагон уже полупустой. Кипяток у проводницы закончился, но потом она сходила за три вагона и принесла ещё один чайник. Так что я даже попила кофе.

Грибы

Грибы (42.3К)

Приехали с небольшим опозданием. Зато на остановке стоял и ждал троллейбус, которым я доехала до автовокзала. Там я нашла автобус Темрюк-Геленджик, который должен был уходить через 20 мин. Я договорилась с водителем. Он послал меня к светофору, где обещал забрать. Там уже было три человека с рюкзаками, а потом собралось довольно много народу. Так что не все захотели залазить в автобус, когда тот пришёл. Пока ждала «Икарус», проехал ещё маленький автобусик на Геленджик, но в нём мест не было. Только залезла в автобус, как получила sms-ку от Марины, которая интересовалась моим местонахождением. Перед Кабардинкой я даже села (до этого стояла в проходе), и отправила ещё одну sms-ку Марине. В общем, к стелле мы с ней подъехали практически одновременно. По дороге забрали ещё Нору, которая должна была завезти вещи к Славикам.

«Опята»

«Опята» (29К)

После приезда Марина быстро забрала детей и три рюкзака и повезла всё это на концерт в ДК. Приехав домой, я обнаружила, что дети ещё не оделись. Пришлось срочно приводить их в порядок, причесывать и т.д. Времени до концерта оставалось совсем мало. Погрузили в машину вещи, которые были собраны и поехали петь. Славик собрал рюкзак для Норы, потом немного перекусили и на 13 ч пошли на маршрутку в город. По дороге подобрали Нору, которая уходила домой за оставшимися вещами. Когда подъехали к ДК, выяснилось, что Нора тоже не взяла мобилку. А Славина не работает. Пока думали, как звать Марину, она сама подошла. Нора пошла в аптеку за зубной щёткой, а Марина — в ДК за детьми. Мы со Славиком их ждали, наблюдая за кошкой довольно симпатичной расцветки. Но она подпускала к себе на полметра, а потом отскакивала.

Марина привела детишек, погрузились и поехали в сторону Пшады, забрав по дороге Нору. Серёга с утра жаловался на болевший живот, а на Михайловском перевале ему стало плохо (укачало его при проезде перевала). На «Наташе» вышли проветриться, посмотрели форель в бассейне и поехали дальше.

Первый дольмен

Первый дольмен (65.2К)

В Пшаде свернули на боковую улицу и мимо стадиона доехали до какой-то тракторной стоянки. Там договорились поставить машину. Её Марина по указанию сторожа загнала в какую-то щель между трактором и домиком. При этом сторож, показывавший, куда ехать, постоянно пытался сделать так, чтобы его задавили, становясь между машиной и деревом и предлагая Марине ехать на него. Обнаружили, что потёк бачок с охлаждающей жидкостью, а новый Славик дома вынул, когда упихивал вещи в багажник. Сторож сказал, что около дольменов на Цыганковой кто-то взял в аренду участок и будет строить турбазу.

Привал

Привал (79.6К)

Нам сказали, что рядом со стоянкой есть дольмен, так что мы пошли его посмотреть. Серёжа кислый и ещё жалуется на живот. Зато Даша носится, как электровеник. Бросили рюкзаки у дороги и сходили к дольмену. Он цельнодолбленный с крышкой. Я переоделась в шорты, после чего меня обругали, сказав, что я спугну солнце своими голыми ногами. И действительно, немного покапал дождик.

Слишком узкие двери

Слишком узкие двери (46.4К)

Дольмен

Дольмен (73.8К)

Около 16 ч пошли вверх по щели Скупкова. Сначала по правой стороне речки, потом Славик перетащил нас через речку на дорогу. По карте был обозначен только один брод, но нас жестоко обманули! Дорога переходила с берега на берег, конца этому не предвиделось. После пары бродов, через которые Славик нас тоже перенёс, ему это надоело, и мы напрямую поднялись на гребешок и пошли по гребню. Потом туда подошла дорога и мы пошли по ней. Дорога довольно раздолбанная, идти не очень удобно. Я умудрилась нырнуть правой ногой в грязь по щиколотку.

«Колодец»

«Колодец» (88К)

Дольмен раскололся

Дольмен раскололся (38.1К)

Зато начались дольмены, причём довольно много — и целые, и разломанные. Дольмены стоят прямо у дороги, пройти мимо них невозможно, между дольменами нахоженные тропы. Пофотографировались, полазили по ним. Видели большой бассейн с дождевой водой, выдолбленный в камне. Дольмены, которые целые, отличаются хорошим качеством сборки. Один, изначально монолитный дольмен, под тяжестью крышки расколот пополам. У одного из дольменов стояли свечки, мы их зажгли и смотрели, пока их не задуло ветром.

У дольмена

У дольмена (62.8К)

Неподалеку от дольменов свежерасчищенная поляна со срубленными стволами деревьев — возможно, место под турбазу.

Долго искали дорогу к охотничьему домику под горой Цыганкова, так и не нашли и перелезли напрямую через лес. Только лес этот был на крутых склонах ущелья и буреломистый. По дороге я в попавшемся ручье вымыла ногу вместе с ботинком. Славик таки нашёл искомую тропу и по ней в 1946 вышли на полянку с охотничьим домиком.

Хвощи

Хвощи (53.8К)

Сразу начали разбивать лагерь. Славик развёл костёр, потом я в него подкладывала разную ерунду, а он принёс дров, а Марина поставила палатку. Возле домика были нарубленные дрова, но мы их брать не стали. В домике выломаны замки, хотя внешне инвентарь (лопаты и т.п.) не разграблен. По сравнению с 2001 годом поляна ещё заросла, хотя следы ухода есть — стоят два больших стола с лавками, виноград подвязан, сооружён туалет.

На поляне

На поляне (38.6К)

Зато воспользовались готовыми скамейками со столом, где ужинали. Я сидела на стуле возле костра, сушила ботинок. А остальных у стола ели кусачие мушки. Серёжа перестал жаловаться на живот, но мы его все равно ограничивали в пище. Почти сразу, как поели, пошёл дождь, поэтому быстренько залезли в палатку, разложили там пасьянс из жителей. Я с Норой легли головами в одну сторону, а остальные — в другую.

За день прошли 7,5 км, шли 2 ч 24 мин, отдыхали 1 ч 42 мин., средняя скорость (при движении) — 3,1 км/ч.

01.05.2005 вс.

Утро туристов

Утро туристов (64.7К)

Всю ночь шёл дождь, довольно сильный, к утру заметно похолодало. Проснулись около 830, Славик вылез и развёл костёр (дождь к этому моменту стих). После этого вылезли и мы.

Клекачка

Клекачка (43.4К)

После завтрака пошли с детьми за водой и видели в купальне тритонов. Но дети замутили воду, так что Славик не смог их сфотографировать. Зато сфотографировал красивые побеги хвощей и цветы клекачки (оказывается их можно солить и есть).

Вид со склона Цыганковой

Вид со склона Цыганковой (40.1К)

Где наша стоянка?

Где наша стоянка? (55.9К)

Славик сбегал, посмотрел дорогу. Неспешно собрались и в 1120 вышли. Немного вернулись назад по тропке и по другой тропинке пошли вверх под г. Цыганкову. Дошли до поляны под вершиной, Славик поискал и нашёл тропку в обход горы, и мы по ней пошли. С 14 ч шли по гребню в сторону г. Облего, периодически останавливаясь осмотреться и отдохнуть.

Скалы

Скалы (55.7К)

Облего

Облего (45.9К)

По дороге видели симпатичные скалы. Они возвышаются в верховьях щели, интересно было бы туда сходить и посмотреть снизу.

Мне сверху видно всё?

Мне сверху видно всё? (34.8К)

Но пока дошли до вершины (часа за полтора от перевала), туда набежали тучи, так что вообще ничего с горы видно не было. Кроме того, там оказался жуткий ветер. Рюкзаки бросили в том месте, где ночевали в 2002 году, сходили к триангуляционному пункту налегке. Облака закрывают точно вершину, а нижележащие склоны периодически приоткрываются. Поэтому на вершинке даже не стали есть шоколадку, а вернулись к рюкзакам и съели её там. Зато у триангуляционного пункта растёт щавель, которого немного пощипали. Решили на Облего не обедать, а спуститься ниже. Пошли по хребту в сторону горы Подкова. Везде идёт хорошо проходимая дорога. Примерно в полпятого на поляне перекусили. Пора было сваливать в долину Кочкары.

Гребешок

Гребешок (79.8К)

Не доходя до Подковы, с промежуточной вершины начали спускаться по гребню в долину ручья Кочкара. Не по дороге, а через лес по тропке. На одном из выступов гребня — очень интересное место — скальный гребешок, карстовые впадины, «чесалки» зверей. Это место описал ранее Косолапов В.В. Мы полазили по закарстованному району, помечтали о пещерах, которые скрываются под ногами.

Чудо природы

Чудо природы (81.4К)

Продолжили спускаться вниз и вышли к свежей лесовозной дороге. По ней не пошли, а ещё ниже наткнулись на менее свежую дорогу, по которой вышли к домику. У него посидели, пощипали прошлогодней калины и пошли дальше вниз к речке. Вышли в красивый каньон напротив высокого водопада с бокового притока. Часть людей спустилась к реке, а Славик побежал искать место для стоянки. Мы посмотрели несколько мест, но везде уклон и камни, остановиться решили на старой дороге. Убрали камни и крупные ветки, палатка как раз вписалась между деревом, бревном и валуном. Ужинали уже в темноте под шум водопада.

Прошли 13,9 км, шли 4 ч 31 мин., отдыхали 3 ч 29 мин., средняя скорость 3,1 км/ч.

02.05.2005 пн.

Водопад

Водопад (53.9К)

Славик вылез где-то в 840. Я подождала, пока он разведёт костёр, а потом тоже вылезла. Вода вскипела, мы туда высыпали картофельное пюре, но воды оказалось намного больше, чем надо (а ведь инструкция прилагалась). Поэтому мы засыпали туда тушёнку и сыра и получили картофельный супчик. С сухарями получилось вполне прилично. Погода хорошая, светит солнце.

На первом притоке

На первом притоке (76.1К)

Красотища

Красотища (66.7К)

Решили сходить вверх по ущелью без рюкзаков, посмотреть. Прямо напротив нашей стоянки красивый ручей, водопадом падающий со скал. По ущелью поднялись вверх, видели ещё один подобный водопадик. За развилкой прошли немного по левому ручью, потом Славик бегал вокруг (русло стало трудно проходимо), а мы посидели и его подождали. В конце концов, Норе надоело его ждать, и она пошла вниз за курткой, которую оставила по дороге. И тут же снизу поднялся Славик. Нора пошла по ущелью за курткой, а мы вскарабкались по сыпухе, вышли на дорогу и по ней дошли до перекрёстка с вчерашней лесовозной дорогой, знакомым маршрутом пробежались до палаток. Нора уже была там. Около дороги видели большую бессточную воронку.

Купальня

Купальня (51.7К)

Грот

Грот (64.3К)

Собрались, и где-то в 1230 пошли вниз по ущелью. Прошли метров 20 по дороге, потом Марина услышала шум, и мы решили спуститься к реке. Как раз подошли к небольшому водопадику. А чуть ниже на боковом притоке был уже красивый водопад (точнее каскад из нескольких но при таком уклоне весь приток кажется водопадом), причём на основном русле камни голые, а на притоке — покрыты известковым налётом. Пока мы лазили по каскаду, дети прыгали по камням и Даша упала в воду.

Второй приток

Второй приток (54.3К)

Дальше пошли по руслу. Я сначала попыталась не намочить ноги, но довольно скоро свалилась в воду, намочив и часы, и ботинки. Хотя всё равно вряд ли бы получилось идти с сухими ногами, так как дорога потом в некоторых местах идёт просто по руслу реки.

Прошли ещё один боковой приток. Вдоль него идёт тропка, на нём же куча водопадов, водных каскадов, а в верховьях — всякие травертины, гроты и прочие интересности. Но я до самого верха не дошла, вернулась к рюкзакам, туда бегал Славик.

Водные ступеньки

Водные ступеньки (52.2К)

Каскады и травертины

Каскады и травертины (66.2К)

Вверху очень красивые и довольно необычные даже для Геленджика водопады с массивными травертиновыми натеками, практически весь правый борт ущелья сочится влагой. Проход — только по воде с довольно сложными для прохождения участками. Каскад продолжается и дальше, но туда я не пошел — без верёвки опасно.

Ниже этого притока большой водопад, от него идёт тропка к дороге. Вытащили туда рюкзаки, а сами ещё спустились к водопаду, посмотреть на него снизу.

Дальше шли по дороге. Сначала она идет высоко над рекой, после полянки с заброшенным садом (пасекой) спускается вниз, и далее идёт практически по руслу, так что часто приходится переходить речку, а то и просто идти по ней. Водопадов на речке больше нет. Детей через речку носили, хотя Даша ещё в самом начале макнулась довольно основательно в воду.

Пшада

Пшада (41.8К)

Переправа

Переправа (44.9К)

Вышли на слияние Кочкары и Пшады в 1646. Воды в Пшаде много (хотя далеко не максимум). Вода в Пшаде заметно мутнее, чем в Кочкаре, так что в ее верховьях дожди продолжаются. На стрелке пообедали, правда, задувал довольно холодный ветер. Подошли к броду через Пшаду. Славик с Серёжей перешёл первым, проверил глубину. Оказалось примерно по колено. Потом Славик перенёс Дашу, а мы перебрались сами. По предыдущему опыту мы знали, что впереди ещё несколько глубоких бродов и этот факт нас не радовал.

Нормальные герои всегда идут в обход

Нормальные герои всегда идут в обход (57.3К)

Скальные изломы

Скальные изломы (62.6К)

После брода нам навстречу вышли какие-то парни в камуфляже. Там на поляне, где мы ночевали в октябре 1994 года, строится турбаза. Мы спросили, есть ли обход бродов и нам показали тропку в обход двух бродов. Один из которых, по словам одного из мужиков, был ему по грудь. Тропка переходит через приток, а дальше по-над скалами обходит излучину реки. Проход, в принципе, простой — для тех, кто ходил по берегу моря между Геленджиком и Кабардинкой. Но наличие рюкзаков, детей и глубокой холодной речки добавляют остроты.

Воды много, так что хоть сплавляйся на лодке. Речку пришлось переходить ещё три раза выше колена. Дальше (от Абрамовой щели) уже шли по левому берегу без переходов.

Кто в дольмене живёт?

Кто в дольмене живёт? (56.1К)

Дольмен с кепкой

Дольмен с кепкой (58.9К)

Вышли к дольменам, посмотрели и побежали дальше. Вечерело уже, а до Пшады далеко. Дольмены многие неплохо сохранившиеся (те, что на виду) и очень качественно собраны. Ниже ещё были дольмены, возле них стоянки и симпатичный вид на разные заливчики и рукавчики Пшады. А потом просто шли по дороге к посёлку через сады. Успели дойти до машины ещё по светлому в 2012.

Прошли 17,8 км, шли 4 ч 36 мин, отдыхали 4 ч 25 мин, средняя скорость 3,9 км/ч.