В украинские Карпаты на Новый год: Лазещина, Ясеня, Рахов, Яремча (29.12.2004—08.01.2005)

Место действия:

УКРАИНСКИЕ КАРПАТЫ, северная часть Восточных Карпат на территории Украины. Длина 280 км, высота 2061 м (г. Говерла). На склонах — буковые, смешанные и темнохвойные леса; выше — горные луга, используемые как пастбища.

ЯРЕМЧА, город (с 1963) в Ивано-Франковской области Украины, на реке Прут. 8,6 тыс. жителей. Железнодорожная станция. Горноклиматический курорт, центр туризма.

РАХОВ, город (с 1958) на Украине, Закарпатская область, на реке Тиса. Железнодорожная станция. 16,2 тыс. жителей (1991). Лесокомбинат, картонная фабрика. Туризм.

<Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия>

Аня
Жора Мурый (Москва)

Календарь:

29—30.12.2004 ср., чт. 31.12.2004 пт. 01.01.2005 сб.
02.01.2005 вс. 03.01.2005 пн. 04.01.2005 вт.
05.01.2005 ср. 06—07.01.2005 чт., пт. 07—08.01.2005 пт., сб.

Авторы отчёта:

Марина пишет так
Славик пишет так (курсив)

29—30.12.2004 ср., чт. (Геленджик — Краснодар — Украина)

Автобус на Краснодар выезжал около 4 часов дня, мы уютно устроились по местам, дети сгрудились вчетвером на двух сиденьях, и все двинулись в путь. Ехали долго, немного поспали, покушали, посмотрели в окно, ничего интересного… на подъезде к краснодарскому вокзалу автобус попал в пробку из-за аварии, пришлось забрать вещи и идти на ж/д вокзал пешком. Побросали в угол вещи и решили сходить всем коллективом, кроме Славика, прогуляться. Только вышли на площадь (странно, а мне говорили, что в туалете были…), раздались залпы салюта, видимо, в местном банке проходила корпоративная новогодняя вечеринка. Фейерверк был очень красивый и длинный, минут 15.

В поезде удалось найти для детей пару нижних мест, но все мы были раскиданы по вагону и быстро легли спать. На утро нам удалось скучковаться в освободившемся купе и дальше ехать комфортно. Таможни нас особо не беспокоили.

31.12.2004 пт. (Львов — Ивано-Франковск — Лазещина)

Лазещина

Лазещина (114.1К)

Утром в Львове нас встретили Элин папа и брат Эдик. Утрамбовали в машины и отвезли домой. Несмотря на раннее утро, нас плотно накормили, попытались напоить коньяком, и папа повёл нас на экскурсию по Львову. У него потрясающие познания в архитектуре и истории, он рассказывал легенды и правду про все здания в центре. Постоянно пытался затащить нас в какое-нибудь кафе (удалось лишь в одно), потом он ушёл на работу, а мы еще немного погуляли. Зашли в супермаркет и нам очень захотелось купить в подарок Шурику Ющенковский оранжевый ёлочный шарик. В результате, чуть не опоздали на поезд до Ивано-Франковска. Пришлось срочно ловить машину, а Эля еще бегала за оранжевым шариком с надписью «Так!», который мы забыли в квартире. Успели, погрузились, поехали. До самого Ивано-Франковска искали за окном признаки снега, но так и не нашли, а считается, что мы едем кататься на горных лыжах. В Ивано-Франковске нас встретил Иван (сын хозяина, к которому мы едем) на микроавтобусе, в который мы с трудом, но упихали скарб и самих себя.

Коттедж в Карпатах

Коттедж в Карпатах (108.9К)

Автобусик шустро ехал по горам в Закарпатье, темнело, но снег так и не появлялся, появился он только после Яблунивського перевала. На место приехали уже в темноте, в нашем распоряжении оказался второй этаж свежепостроенного деревянного коттеджа. Вход в каждую комнату по отдельной наружной лестнице почти без перил (хозяин предполагает потом остеклить лестницы). В одной комнате осели мы, Алейниковы и Жора, а в меньшей — Черноморцы и Аня. В комнатах еще сильно пахнет краской. На первом этаже кухня и столовая с ёлкой и телевизором, где мы и встречали Новый год. Хозяева приготовили нам ужин, немного с нами посидели, оказалось, что в Закарпатье Новый год практически никто не празднует, праздник — Рождество. Мы тоже отмечали не очень долго и бурно (устали за день), но Гринвичской полночи дождались.

01.01.2005 сб. (Прогулка по дороге в сторону Козьмищ)

Говерла

Говерла (50К)

Утром с интересом посмотрели вокруг. Коттедж стоит на окраине Лазещины, рядом с железной дорогой, сразу за домом, склон, ручей, подъёмник, снега на склоне совсем мало. Позавтракали остатками ужина и решили прогуляться по окрестностям, поскольку кататься было негде. Довольно долго шли по дороге вдоль реки, скользко. Дошли до кордона то ли спасателей, то ли лесников. Они переписали нас, поинтересовались, пойдём ли мы на Говерлу, взяли символическую плату за вход в заповедник и отстали. Сразу после кордона, мы решили разделиться. Черноморцы с Аней снова пошли по дороге, а остальные перешли реку и полезли на хребтик через вырубку. Наверху оказался отличный хвойный лес и довольно много снега. Временами здорово было ехать на санках. По хребту мы вернулись к Лазещине и спустились вниз почти к нужному домику. Черноморцы пришли чуть позднее, принесли продуктов из местного магазина (с продуктами тут проблем нет, только тушёнку найти сложно было).

02.01.2005 вс. (Ясеня)

С утра мы со Славиком решили поехать в Ясеня, купить билеты в Москву и просто погулять. Выяснилось, что электрички в этот день нет, в кассе нам с Серёгой это вчера объясняли, но мы не поняли (всё-таки языковой барьер даёт о себе знать). Ждать следующую было бесполезно, и мы пошли в Ясеня пешком вдоль шоссе. Вниз топалось довольно весело, в какой-то момент мы решили, что сядем в Ясенях на электричку до Рахова, но наши мечты разбились — электричка махнула хвостиком. Билеты нам не продали — нет связи, предложили оставить деньги и прийти завтра. Обратного транспорта в сторону Лазещины не намечалось… Мы решили, что посетить Ясеня ещё раз выше наших сил и деньги в кассе не оставили. Зашли в церковь около станции, очень красивую, там как раз заканчивалась служба. Несколько удивил тот факт, что к церкви ведёт довольно крутая скользкая тропинка, на которую даже песочка не насыпали. Купили перекусить в ближнем магазине и двинулись обратно пешком. Видели магазин, на крылечке которого были Славки и компания 10 лет назад, тогда была такая же погода, отсутствие транспорта и даже дверь с тех пор не перекрасили. На развилке на Чёрную Тису мы ещё раз попытались уехать, но, глянув на количество желающих, поняли, что ничего нам не светит в этом вопросе. Но нам всё-таки повезло, метров через 200 подобрала маршрутка и подвезла до Лазещины.

03.01.2005 пн. (Катание на лыжах — Петрос)

В этот день все расползлись по интересам. Я, Шуранечки и дети остались дома, с намерением покататься на лыжах. Шурик быстренько убежал кататься, а мне Анечка дала свои лыжи. Мы вдвоём полезли учить меня ездить. Сначала я пробовала проезжать пару метров, не особо преуспела в поворотах, но всё-таки решила попробовать воспользоваться подъёмником и съехать сверху. При посадке на подъёмник палка выскользнула у меня из-под попы и потащила под коленками. Удержаться на ногах и перецепиться нормально удалось с трудом, но всё же я достигла верха. Покаталась в верхней части склона, снега мало, набила синяков в ассортименте. Уходя отдыхать, решила съехать до самого низа, по крутому участку. Съехала! Чудом не протаранила будку подъёмника, порвала штаны и убедилась, что горные лыжи действительно сами отстегиваются при неудачном падении на скорости. Не могу сказать, что научилась кататься, но мне понравилось, надо будет всё-таки попробовать осилить это искусство. Даша с Алёнкой всё время, пока мы развлекались на горе, мирно играли в домике или гуляли рядом. После обеда мы с Анечкой и девочками сходили в магазин, а потом уговорили соседку чуть-чуть покатать их на лошади — восторгу не было предела.

Склоны Петроса

Склоны Петроса (97.3К)

Мы с Аней и Жорой пошли по хребту, который начинается над нашим домиком, в сторону Петроса. На хребте вышли на большую поляну, около которой стоит навес для охотников. Потом шли по хребту к Петросу, который периодически показывался из-за туч. После поляны (слева от дороги, на ней пара избушек) снизу справа подошла дорога со свежим следом от волока леса. Поскольку вся дорога идёт вверх по неровному рельефу, передвигаться по укатанному плотному снегу очень весело — скользко. Так мы поднимались вверх, пока после нескольких развилок волок не упёрся в свежую вырубку, где благополучно дорога закончилась. Дальше мы пошли траверсом влево (по целине), огибая Петрос, чтобы подсечь тропу на обжитые поляны под вершиной. Вышли на вырубку, посреди которой стоял навес с крышей и кострищем под ним. Снизу поднимается тропа с относительно свежими пешими следами. Пошли по дороге вверх. На открытом снег не очень глубокий, но среди деревьев… Жоре приходилось тяжелее нас — он проваливался на каждом шагу. В конце концов, решили не рисковать, и валить вниз пока не стемнело. Вниз спускались по тальвегам ручьёв, фактически сползая или сплывая по глубокому снегу среди заснеженных деревьев. Вышли в долину неизвестного водотока, перешли через него по камням. Практически напротив — хорошо натоптанная тропа, видимо, на Петрос. Но мы уже не стали туда ходить, и пошли по дороге вниз по реке. Шли довольно долго, не зная, куда выйти, но потом сориентировались, и поняли, что выходим к Козьмищам. Далее просто шли вниз по наезженной скользкой дороге.

04.01.2005 вт. (Рахов)

Распятие на Раховском кладбище

Распятие на Раховском кладбище (290.4К)

Электричка на Рахов пришла и ушла почему-то раньше времени (хорошо, мы пришли заранее), людей было довольно много. Мы расселись и стали любоваться на пейзаж. Дорога проходит по потрясающе живописным местам. Временами ущелье смыкается до нескольких сот метров, внизу шумит Тиса, неплохо видно окрестные хребты, тоннели — будто специально маршрут выбирали. Ехали до Рахова больше двух часов, на вокзале мы купили билеты на ночь с 6 на 7 в общий вагон, больше никаких не было. Пока покупали (или пытались восстановить) билеты — Алёнка порезала руку о стекло, и пошёл густой снег… Рахов устроился в межгорной котловине. Поднялись по улочке выше рынка — оттуда хорошо видны залесённые и заснеженные склоны вокруг. Снега гораздо больше, чем в Лазещине. После попробовали скатать снежную бабу и поиграть в снежки. Мы посетили храм, полюбопытствовали в магазинах, просто побродили по заснеженным скользким улицам и мостам. Понравилось. Перед отправлением обратной электрички успели купить свежего горячего хлеба и с удовольствием жевали его на обратном пути, запивая газировкой.

05.01.2005 ср. (Яремча — Яблоница)

С утра мы с Шуриком, Анечкой, Алёнкой и Жорой поехали в Яремчу. На этот раз электричка даже чуточку опоздала. Дорога оказалась столь же живописной, как и в сторону Рахова. Проехали очередные знакомые места, где были 10 лет назад — юбилейная получилась поездка. В Яремче на привокзальной площади стоит огромная украшенная ёлка. Основные украшения — гирлянды оранжевого цвета. По деревьям развешаны фигурки — несколько странное зрелище для нас. Первым делом мы наткнулись на сувенирный рынок (около автомобильного моста), ушли оттуда с трудом и покупками. Детям сразу купили по деревянной дудке, после чего их всегда можно было отыскать по пронзительным гудкам. Потом мы обнаружили, что неизвестно куда дели деньги, и с рынка пришлось уйти. По тропке пытались пройти к водопаду, но в самом конце она оказалась непроходимой — пришлось пообедать под живописными скалами с видом на водопад и возвращаться (туда есть другая дорога, асфальтовая). Над водопадом сооружён красивый пешеходный мостик, как и везде — очень скользко. За мостом ещё один большой сувенирный рынок. Мы долго там ходили, как по музею. Настолько все красивое, необычное, просто сил нет уйти. Загруженные покупками и вафлями для Рождественского торта, поймали попутную маршрутку. Водитель обещал довезти нас до Яблоничского перевала, но, сославшись на то, что машина сломалась, высадил нас у поворота на Букавель, и нам пришлось идти дальше пешком.

Карпатское такси

Карпатское такси (102.1К)

Сначала шли по обочине заснеженного шоссе, тишина, лес, машин мало, подвозить никто не хочет. Очень романтично. В посёлке увидели сани с лошадкой и уговорили паренька подвезти нас с Анечкой, Жорой и детишками до перевала. Шурик и Славик рванули вперёд бегом, в расчёте, что мы их быстро нагоним. Как бы не так! Лошадь бежать не хотела, двигалась исключительно медленным шагом, сани скрежетали об проступающий на дороге асфальт. Стемнело. Падал крупными хлопьями снег. Мы всё ехали и ехали. Пришла sms с перевала от потерявших нас Шурика и Славика. Естественно, уже темнеет, зима, мы уже поднялись на перевал, там зашли в сувенирные лавки, а их всё нет! Наконец, около восьми вечера в полной темноте мы были на перевале. Рейсовый автобус почти сразу гордо проехал мимо и не остановился, а до Лазещины оставалось еще около 20 км. «Попуток» не было, а ночёвка в лесу никак не входила в наши планы. В конце концов, водитель восьмёрки предложил отвезти женщин с детьми… Мы втиснулись в его «восьмёрку» все! (пятеро взрослых, двое детей, водитель плюс вещи и стопка с вафлями). Счастливые, вылезали мы из машины в центре Лазещины.

06—07.01.2005 чт., пт. (Снова Козьмищик — Лазещина)

Анечка-гуцулка

Анечка-гуцулка (56.2К)

Долго думали, как же провести последний (для нас) день в Карпатах. Договорились, что утром за нами приедет лошадь с санями (ох, накатались за эту поездку) и заберёт детей и меня с Олей, а остальные пойдут на лыжах или пешком до некой развилки на Козьмищик. Мы уже были в курсе, что скорость движения среднестатистической карпатской лошади и пешехода примерно равны, поэтому выходили тоже все почти одновременно. Ехалось весело, несколько раз догоняли пешую часть группы, а потом они снова нас обгоняли. На развилку приехали всё-таки первыми, раньше пеших минут на 5. Сфотографировали всю компанию и пошли пешочком по дороге, искать место для пикника. Устроились под навесом со столиком (скорее всего лесорубы его сделали), костер зажгли. Покушали, допили вкуснейшее местное газированное вино. На обратную дорогу снова решили разделиться, Черноморцы с лыжами и Мишей решили идти обратно тем же путем, а остальные — через горы. Подъём на ближний хребет казался побольше предыдущего раза, зато нам открылся отличный вид на гору Петрос. Двигаясь по тропинке, мы вышли к охотничьей избе, пустующей, но не заброшенной. По хребту девочек уже можно было везти на санках по пушистому снегу. Свалили с хребта мы на дорогу в долину, подходящую как раз напротив кордона, и почти сразу на мосту через речку встретились с Черноморцами. Бросили монетки и дальше шли все вместе.

Рождество в Карпатах

Рождество в Карпатах (102К)

Перед празднованием Рождества мы собрали вещи. Отметили вкусным ужином. Анечку нарядили в гуцульский костюм. Приходили детишки колядовать под окнами. Поют здорово. Потом мы решили попробовать выспаться перед поездом. Дети уснули, а мы слушали громкие завывания трембит, песни и т.д. Рождество в Карпатах празднуют по полной программе, а вот Новый год они не признают.

07—08.01.2005 пт., сб. (Лазещина — Львов — Киев — Москва)

Заранее, помня о предыдущих опытах, пошли на поезд. Станция оказалась открыта, поезд подошёл вовремя. Проводник открывать не хотел (забыл или спал), мы уже лезли в соседний, но до нашего, наконец, достучались. Мы погрузились в абсолютно пустой общий вагон, легли по совету проводника на верхних полках и уснули. На всех станциях садился толпами народ. Поскольку на мелких станциях связи нет, они в общие вагоны продают билеты без счёта. А где есть связь, там продают по количеству мест. Потом в вагоне эти величины суммируются, и получается нечто. С утра мы обнаружили, что вагон до отказа набит народом. Большей частью школьниками, студентами с рюкзаками и лыжами. До Львова вниз мы не спускались. Из вагона еле выбрались, помятые, но не побеждённые. Эля с отцом нас встречали. Они помогли купить билеты до Москвы в ВИП зале, правда, с пересадкой в Киеве практически без запаса по времени. Но до Москвы мы доехали благополучно, поезд не опоздал, революционеры и их оппоненты дорогу не перекрыли т.д.

Выводы:

1. Изобрели новый вид развлечений — катание на санках с горы в ручей ночью с фонариком. Очень рекомендуем, непередаваемые ощущения.
  2. На электрички надо приходить заранее.
  3. Снег зимой в Карпатах никто не обещает.
  4. Фонарик-налобник надо ввести в экипировку работников железной дороги.

Другие материалы на ту же тему: